Осенью 2020 года Госдума приняла закон, который де-юре перевел страхование ответственности транспортных компаний из статуса сомнительного в рабочий «режим». В том же году был разработан, а в марте 2021-го начал действовать новый свод стандартов в этом виде страхования, разработанный ВСС.

Все это должно было дать сумасшедший толчок одному из самых востребованных де-факто рынков страховых услуг. Но как отмечают страховщики и их постоянные партнеры (транспортные компании – страхователи), динамика прироста остается низкой. Такой активности оформления страховых договоров со стороны экспедиторов и грузоперевозчиков России, как, например, в Европе, нет. Почему?

Три причины замедленного роста

Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию 3 причинами.

  1. Пандемия. Она внесла много корректив и повлияла на все отрасли экономики в РФ, включая логистическую. Правда, здесь палка о двух концах. С одной стороны, вынужденные экономить логистические организации все еще «придерживают» средства на страхование. С другой, – понимая, что денег на компенсацию грузовладельцу в случае чего у них точно нет, ТЭК все чаще задумываются о постоянной практике страхового сопровождения рейсов. Пока большинство именно задумывается. Но в будущем это может дать взрывной темп роста сборов, – считают аналитики.
  2. Страхование грузов. В условиях, когда страховка ответственности за товары в пути была относительно эффективной только при осуществлении международных перевозок (потому что при работе внутри страны она могла быть признана недействительной) КАРГО развивалось очень активно. Транспортные компании старались предупредить свои риски именно за счет этой программы. И пока не все привыкли к тому, что на нее грузовладельцы уже хотят тратиться реже (потому как законом определена не только возможность застраховать ответственность транспортной компании, но и практически неограниченный уровень этой ответственности).
  3. Время. Стандарт ВСС по страхованию для экспедиторов и грузовых перевозчиков многое сделал более прозрачным. Но не стоит забывать, что до его появления (и принятия закона, который сделал возможным это появление) данный вид страховки в России в принципе был нелегитимным. Все разом перевернулось с головы на ноги. И рынку требуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям, снять укоренившиеся сомнения, осознать пользу страховых решений, сделать их постоянной практикой в бизнесе.

Медленный рост рынка – это не только плохо, но и хорошо (страхователю)

По состоянию на конец осени 2021 года, в России страхованием ответственности для ТЭК пользуются чуть меньше 60% компаний. Страховыми программами покрываются почти 80% международных перевозок (преимущественно европейские направления) и менее 50% внутренних.

Пока новые правила страхования экспедитора/грузоперевозчика только входят в привычку, динамика роста страховых сборов действительно низкая. Но за ее счет такими же низкими остаются и тарифы по страхованию.

Рост цен в страховании ответственности ТЭК неизбежен, но отвратим

Эксперты уже неоднократно озвучивали, что как только российский логистический бизнес адаптируется к стандартам и правилам (а также в полной мере осознает уровень ответственности, предписанный ему законодателями), цены на страховку ответственности за груз пойдут вверх. По самым пессимистичным (для страхователя) прогнозам это случится уже в 2022 году. Хотя свое влияние на ситуацию может оказать и кризис. Он замедлит рост цен, но не остановит его.

При этом потенциальным и действующим страхователям (компаниям, которые уже взяли на вооружение практику финансовой безопасности) нужно понимать 2 вещи. Во-первых, страховая история – это очень важный показатель для страховщика. В условиях нарастающего глобального кризиса страховые компании будут бороться за клиентов с длинной положительной страховой историей. В том числе, выгодными тарифами.

Во-вторых, для постоянного действия финансовой защиты можно использовать долгосрочные годовые страховые полисы. Заключив такой страховой договор сегодня, транспортная компания как минимум сохранит для себя выгодный тариф почти до конца 2022 года. А заказав страховой полис через сервис CargoOn, она еще и получит самые комфортные условия страхования по оптимизированной ставке.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.