В 2020 году с введением карантинных мер грузооборот в России резко упал «в моменте». По итогам года прогнозировалось снижение на 50%. А в марте – апреле наблюдалась отрицательная динамика на уровне 22%. Но прогнозы не оправдались. И в этом немалую роль сыграл рынок e-commerce.

По данным статистики, только во II полугодии 2020-го маркетплейсы, которые де-факто приняли на себя основную нагрузку покупательного спроса, обеспечили внутрироссийские перевозки заказами как минимум на 70%. В 2021 году тенденция сохранилась. При этом требования по доставке товаров все больше ужесточаются.

Если раньше серию заказов маркетплейс мог отдать просто надежному перевозчику/экспедитору, то теперь он в обязательном порядке требует наличия договора страхования ответственности у исполнителя. Что в целом укладывается в логику работы маркетплейсов, но вызывает у перевозчиков и начинающих экспедиторов массу вопросов. В том числе, о том, каким должно быть страхование транспортной компании, чтобы соответствовать не только запросам, но и ожиданиям крупного массового заказчика.

Как работает маркетплейс

Чтобы понять, на каком этапе обслуживания онлайн-продаж возникают наиболее серьезные риски, нужно понимать, что любой маркетплейс может применять несколько схем:

  • хранение товаров + доставка (продавец при этом платит комиссию за полный сервис);
  • только хранение товара, а доставка – силами продавца;
  • только представительство на страницах, а хранение, упаковка и транспортировка в зоне ответственности продавца.

Маркетплейс и транспортная компания

По первой программе перевозчику работать удобнее всего. Наряду с другими логистическими партнерами крупной компании (которая формирует, по сути, виртуальный базар, собирая у себя на платформе продавцов), он заключает средне- или долгосрочный договор и работает с одним грузоотправителем. В плане страхования тоже все более или менее просто.

Маркетплейс ждет, что исполнитель доставки возьмет на себя все риски. Часто это приводит даже к тому, что сам груз оказывается незастрахованным, хотя иногда его страхует логистическая организация по поручению маркетплейса.

Важные требования к страховому полису

В любом случае, здесь желательно предусмотреть:

  • адекватный лимит покрытия (близкий по сумме как минимум к общей стоимости товара, который страхователь успевает перевезти за время действия страхового полиса);
  • максимально полное покрытие (база + актуальные дополнительные риски, включая ДТП не по вине водителя, кражу, хищение товаров, ПДТЛ и т. д., поскольку именно в сборных перевозках вредительские действия посторонних имеют место чаще всего);
  • включение всех этапов транспортировки, в которых задействован страхователь, в покрытие (то есть если он по договору с маркетплейсом отвечает за товар с момента принятия его на складе отправителя, то погрузку и разгрузку тоже нужно страховать, как и любые перевалки или передачу грузов субподрядчикам, если это экспедиция).

Варианты страхования ответственности за онлайн-товары на время их доставки

Есть два страховых решения, которые может использовать транспортная компания, осуществляющая сборные перевозки по данному сценарию. Когда все сходится на маркетплейсе, и вопрос безопасности груза де-факто аккумулирован в зоне ответственности последнего и того, кто доставляет товар.

Так, виды страховых программ:

  • Разовый полис на каждый заказ. Это серийное страхование по фиксированной цене, оформляется строго на время доставки (но не дольше 10 дней), а потому обходится значительно дешевле долгосрочной страховой услуги «в моменте». Удобно тем, кто только начинает работу с заказами рынка e-commerce и пока точно не знает, сколько доставок будет в день, месяц, квартал, например. Оформляется страховка на всю партию сборного груза, соответственно, ее стоимость делится между несколькими покупателями, приходя к оптимальному минимуму.
  • Годовой полис. Для тех, кто уже плотно и постоянно сотрудничает с маркетплейсами и может быть уверенным в том, что заказы будут. Такой подход хорош тем, что может не предполагать ограничений по количеству рейсов, но при этом покрывает их риски на протяжении установленного периода времени (12 месяцев). При постоянной загрузке стоит дешевле разового в расчете цены за месяц покрытия. Перевозчик страхует каждую машину отдельно, но количество ее рейсов не ограничено. Для экспедитора устанавливаются ограничения по суммарному количеству перевозок, но их можно корректировать по договоренности со страховщиком.

Маркеплейс, перевозчик (экспедитор) и продавец

По второму и третьему сценарию в стройную цепочку бизнес-процессов добавляется еще одно звено – продавец товара, который отвечает за его доставку. Или за доставку отвечает маркетплейс, а продавец гарантирует упаковку и отгрузку.

В обоих случаях риски транспортной компании формируются на стороне деятельности как маркеплейса, так и продавца. Если последний берет на себя доставку (то есть де-факто поиск ее исполнителя и организацию процесса), то он же выступает и грузоотправителем. То есть сотрудничает с транспортной компанией. При этом перевозчик забирает товары со склада маркетплейса, а значит, должен проконтролировать качество работы сотрудников последнего.

При таких схемах оптимальное страхование начинается с правильно составленного договора с заказчиком. Важно, чтобы в нем не значилось дополнительных уточнений, снимающих те немногие ограничения ответственности логистической организации, которые предусмотрены законом. Отвечая за товар без ограничений, экспедитор или перевозчик становится заложником ситуации в компаниях, которые до него обслуживают грузы.

Что до самой программы, то здесь тоже возможны как разовый, так и долгосрочный полис страхования ответственности за грузоперевозки. В первом случае цена будет ниже при покупке, а страхователь сможет поискать свои оптимальные схемы работы.

Годовая страховка необходима, если доставка товаров осуществляется не в срочном порядке и может занимать довольно длительное время (свыше 10 дней). При этом сами заказы на транспортировку для окупаемости страхового сопровождения должны быть регулярными.

От 5 рейсов в год у экспедитора и от 1 автомобиля (без ограничения перевозок) у перевозчика. Как показывает практика (и расчеты CargoOn), уже при таких показателях страховой договор, заключенный на год, обычно себя окупает.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.