Крупные экспедиционные компании всегда страховали свои риски – кто-то по требованию заказчиков, кто-то на базе собственного риск-менеджмента. В сегменте же малого и среднего бизнеса, связанного с организацией доставок груза такая практика все еще относительно нова.

В частности, для сектора внутрироссийских грузоперевозок охват страхованием ответственности экспедиторов по состоянию на осень 2021 года оценивался в 38%. В 2020-м, для сравнения, это было всего 26%.

Количество внутренних рейсов, покрытых страхованием, растет. Медленнее, чем хотелось бы, но все же. Эксперты уверены, что совсем скоро этот рост ускорится из-за кризиса среди грузоперевозчиков – их становится все меньше, что повышает потребность в эффективной финансовой защите всех участников рынка.

Первый шаг – он трудный самый

К тому же ужесточаются требования к экспедиторам со стороны заказчиков. Другими словами, практика страхования ГО при организации доставок грузов для российских транспортных компаний со временем станет нормой. И уже сегодня малым или средним организациям, занятым посреднической работой в отрасли, полезно разобраться в вопросах страхового сопровождения.

Как заключить первый страховой договор небольшому экспедитору? Специалисты советуют действовать по плану, который включает минимум 5 пунктов:

  • грамотный выбор страховщика;
  • формирование покрытия;
  • установление комфортной франшизы;
  • расчет приемлемых лимитов;
  • анализ условий урегулирования.

В поисках надежного страхового партнера

Буквально несколько лет назад это было проблемой. Рынок предложения тогда разделился на несколько сегментов, только один из которых работал по данному виду страхования честно. Остальные либо предлагали формальные страховые решения, не закладывая в рисковую программу перспективы выплат, либо продавали хорошие по наполнению, но совершенно нерабочие по факту происшествия страховые полисы.

Ситуация изменилась после принятия в 2020 году закона, который окончательно легитимизовал страхование экспедитора и отменил возможность для страховых компаний «аннулировать» страховую программу при страховом случае. Это значительно упростило поиск надежного страхового партнера (порядка 15% участников рынка предложения просто ушли с него), но не отменяет серьезности подхода к нему.

Так, при заключении первого страхового договора небольшой экспедиционной компании важно смотреть на следующие характеристики возможного страхового партнера:

  • опыт в конкретной отрасли (страхование логистических рисков);
  • финансовая устойчивость (консолидация вокруг лидеров сегмента крупных страхователей – это неслучайно);
  • статистика выплат (перспективы эффективного сотрудничества хорошо просматриваются в сопоставлении объемов заключенных договоров и урегулированных страховых случаев, а также в пропорциях количества выплат и отказов).

Есть и другой путь, который сэкономит немало времени. Можно просто воспользоваться уже готовыми решениями или сформировать программу страхования на сайте сервиса CargoOn. Мы проанализировали участников рынка, выбрали самых надежных страховщиков и договорились с ними о лучших тарифах для наших пользователей.

Рисковая программа

Здесь тоже 2 пути. Во-первых, можно сформировать индивидуальное покрытие, опираясь на собственный опыт аварий и инцидентов, а также опыт своих коллег. Хорошо бы еще проанализировать статистику происшествий в своей категории грузов за последние 1–2 года.

Во-вторых, можно воспользоваться готовой программой, которая включает общую часть (самые распространенные риски) и дополнительную (подключается как расширение). Как правило, общая часть готовой программы рисков распространяется на случаи ДТП (без привязки к вине водителя), пожара, опрокидывания груза.  Дополнительно страхуется повреждение товара при погрузке и разгрузке, кража (противоправные действия третьих лиц) и рефрижераторные риски.

Второй вариант для первой практики страхования будет удобнее. Особенно если страхователь – небольшая компания. Но здесь нужно смотреть на особенности работы конкретного экспедитора (учитывать нюансы маршрутов, если они есть, привлекательность грузов для преступников и т. д.).

Франшиза

Ее размер во многом зависит от практики сотрудничества с заказчиками, средней стоимости партии груза и общего финансового положения страхователя. Некоторые грузовладельцы требуют от партнеров бесфраншизного страхования ответственности за грузоперевозку. Идя навстречу таким запросам, надо быть готовым к увеличению стоимости страховой услуги.

Если же говорить в среднем, то для экспедитора приемлемыми будут размеры франшизы на уровне:

  • 0,5–3% для дорогих грузов;
  • до 5% при наличии средств предупреждения страховых событий (привлекаются грузоперевозчики с новым транспортом, используются онлайн-средства контроля машин и т. д.);
  • до 15% при наличии собственного компенсационного фонда.

Лимиты

Размер оптимального лимита покрытия при первой практике страхования экспедитора должен рассчитываться исходя из среднегодовой стоимости грузов, перевозку который организует компания (при заключении годового страхового полиса) или средней цены груза одного рейса (разовый полис). Здесь важно учесть стоимость максимальной и минимальной потери, а также собственные ресурсы, за счет которых может быть покрыта часть ущерба (безболезненно для бизнеса).

Если опираться на статистику рынка, то для внутренних грузоперевозок по России достаточным будет лимит в 1–3 млн рублей (небольшие компании). Тем, кто осуществляет организацию международных перевозок, стоит ориентироваться на лимиты от 5 млн рублей.

Урегулирование страхового случая

Эффективность страхования ответственности экспедитора во многом зависит от условий, которые должен выполнить страхователь для получения возмещения. Они у разных страховщиков отличаются. При заключении первого договора страховки (когда страховой партнер уже выбран) важно изучить обстоятельства наступления страхового случая и правила поведения при нем заранее, чтобы впоследствии не столкнуться с ситуацией, когда из-за невыполнения одного условия размер компенсации может быть снижен.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.