Лет 10–15 назад 8 из 10 транспортных компаний были уверены в бесполезности трат на страхование своей ответственности (хотя часто оформляли его по требованию заказчика или правил международной доставки). После первой выплаты они свое мнение меняли. Правда, тогда выплаты из-за неточностей российского законодательства производились значительно реже.

Страхование ответственности грузоперевозчика – это не только расходы

Сегодня страхование транспортных компаний постепенно становится нормой рынка предложения логистических услуг. Но тех, кто не считает его целесообразной мерой финансовой защиты (с точки зрения инвестирования денег в страховку, понятное дело), все еще довольно много. По последним данным опроса, примерно треть грузоперевозчиков уверены, что обошлись бы без страховки своей ответственности.

С одной стороны, их позицию понять несложно. За окном кризис, в отрасли дефицит кадров, количество аварий на дорогах растет, а с ним растут и  суммарные издержки исполнителей доставки (городских, областных, российских, международных – всех).

Но есть и другая сторона: страхование ответственности за груз, если оно грамотно подобрано, может стать источником дополнительной прибыли. Как так? Разбираемся.

Финансовая сторона транспортных услуг

Для начала, структура расходов среднестатистической небольшой транспортной компании (согласно исследованиям 2021 года) выглядит следующим образом:

  • до 30% перевозчик тратит на топливо;
  • около 25% – на амортизацию и выплату кредитов по машинам;
  • почти 20% – на зарплату сотрудникам;
  • 5% идет на техобслуживание и ремонт автомобилей (причем это не расчетная величина, а вынужденная – больше грузоперевозчики попросту не могут выделить);
  • 10% – это прочие расходы, которые могут включать и страхование ответственности;
  • 100% – суммарный доход, полученный компанией, за вычетом обязательных выплат (таким образом, чистой прибыли в лучшем случае остается 10%).

Простая схема позволяет сделать очевидный вывод: резерва у организаций при текущих обстоятельствах нет совсем. Любая незапланированная выплата де-факто выбирает их из колеи финансовой стабильности. Неудивительно, что многие стараются «высвободить» хотя бы какую-то часть денег на запасы, убрав из прочих расходов страхование ответственности.

Расходы на страхование в общей структуре затрат

Но вот в чем вопрос: а сколько процентов в структуре расходов освободится без страхования? Если рассматривать наиболее распространенные варианты страховки грузоперевозчика, «освобожденный» ресурс получается категорически недостаточным для сохранения финансовой стабильности.

Дело в том, что стоимость страховой услуги для транспортной компании сегодня остается довольно низкой и стартует с 300–500 рублей в месяц на 1 машину. При постоянной загрузке автомобиля это 0,1–0,5% дохода за тот же месяц (фура может приносить за этот срок от 15 до70 тыс. рублей даже «чистыми», что говорить о выручке после выплаты налогов).

Расходов нет, а потери есть

Таким образом, «зазор» на непредвиденные выплаты открывается крошечный. При этом неслучившийся страхователь:

  • теряет серийные заказы, для которых страхование ответственности – это обязательное условие;
  • не получает от кредиторов и лизингодателей скидки, на которые мог бы рассчитывать, как финансово защищенный участник рынка;
  • не нарабатывает безубыточную страховую историю, которая в будущем может дополнительно снизить стоимость страхования.

А главное, транспортная компания не только не получает достаточных свободных сумм для покрытия незапланированных издержек, но и при серьезных инцидентах не имеет возможности рассчитаться, например, за потерянную партию дорогого груза.  Другими словами, запас у него есть, но небольшой. А вот партнера, который возьмет на себя если не все, то часть больших выплат при серьезном происшествии, нет.

5 привилегий, которые дает страхование ответственности за груз

И это еще не все. Страхование ответственности грузоперевозчика при его наличии (особенно на протяжении длительного срока – 3–5 лет работы) дает важный репутационный плюс. А он в условиях жесткой конкуренции обеспечивает немало преференций – от скидок кредиторов до динамики объема заказов.

Таким образом, получаем минимум 5 аргументов в пользу страхования ответственности за груз:

  • положительный имидж компании на рынке предложения транспортных услуг;
  • финансовая «подушка» (в объеме от 500 тыс. до 3–10 млн рублей) на случай серьезных неприятностей (опытные компании не понаслышке знают, что закон возлагает ответственность за грузы на них в полной мере);
  • эффективный инструмент для планирования будущих расходов (закладывая всего 0,5–1% в их структуру, транспортная организация объективно может планировать свою работу без оглядки на близкую вероятность краха бизнеса – от нее исполнителя доставки часто отделяет всего одна крупная дорожная авария);
  • «входной билет» на большинство тендеров от заказчиков в постоянном наличии (при использовании годового полиса страхования, не нужно оформлять новый договор для каждого конкурса, если этого не требует конкретный грузовладелец);
  • лояльность водителей (нет страха, что за малейшую невнимательность придется отвечать своими доходами, – нет текучести кадров и бесконечных попыток перекрыть их дефицит в компании).

Затраты на страховку транспортной компании в структуре тарифа

Добавим к этому возможность включить расходы на страхование ответственности (как одну из постоянных затрат перевозчика) в структуру расчета цены заказа, и привлекательность программы финансовой защиты растет. С одной стороны, при постоянном использовании страховых услуг, их стоимость из расчета на 1 автомобиль будет минимальной.

С другой, – ее можно делегировать грузовладельцу. То есть пропорционально разделить между заказчиками (опираясь на опыт работы) и сразу заложить в тариф. Тогда увеличивать собственные расходы придется, только если клиент потребует дополнительной страховой защиты (включить в программу редкие риски, например).

    Хочу получить консультацию
    Ваше имя
    Ваш номер телефона
    Ваш e-mail
    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.