Страхование ответственности за груз – вид финансовой защиты, который используют все крупные транспортные компании и только открывают для себя перевозчики поменьше. В связи с чем у последних возникает все больше вопросов о том, как работает такой страховой продукт, и что он может дать бизнесу. Поскольку этому виду страхования прочат одно из первых мест по популярности в российском корпоративном страховании уже через 2–3 года, ответы на распространенные вопросы потенциальным страхователям полезно получить уже сейчас.

Начать желательно с главного:

  • какие виды ответственности покрывает страховой полис;
  • при каких условиях договор со страховщиком может претерпеть изменения в процессе действия страховки;
  • что нужно страхователю для официального сотрудничества с лидерами страхового рынка;
  • когда начинает и заканчивает работать страховка.

Все виды ответственности

До недавнего времени страхование ответственности транспортной компании (и перевозчика, и экспедитора) покрывало только вред, который исполнитель рейса неумышленно причинил грузу. И то некоторые страховые компании работали с данным страховым продуктом скорее формально. Теперь же ситуация изменилась. И застраховать перевозчик уже может куда более широкий пул рисков.

Точнее, риск-то всего один – ответственность, – но страхуется она на разных уровнях:

  • за вред доставляемому товару;
  • ущерб интересам заказчика доставки (нарушение сроков, испорченный товарный вид, неумышленная выдача груза мошенникам с нарушением порядка, неправильная засылка или размещение не на том складе);
  • причинение вреда грузом, паллетами, на которых он расположен, или контейнерами имуществу либо здоровью посторонних лиц (когда товар вылетает из фуры во время движения, например).

Кроме того, многие крупные страховщики продолжают расширять список расходов, покрываемых такой страховкой. Так, уже сегодня перевозчики и экспедиторы могут застраховать свою ответственность за сохранность перевозочного оборудования или возникновение дополнительных издержек, связанных с таможенным оформлением.

О чем надо сообщить страховщику?

Изначально при заключении договора страховые компании могут запрашивать различные документы. Как правило, это регистрационный пакет, информация по автопарку (собственные, арендованные автомобили, результаты их техосмотра) и участию в тендерах.

Дополнительно могут потребоваться прошлые контракты (за последние 2–3 года). Они нужны, чтобы страховщик мог прикинуть, насколько объективны оценки страхователя по части собственной загрузки (действительно ли он совершает 10–15 рейсов в месяц, например).

Важный момент: наряду с первоначальным пакетом данных, страхователь должен предоставлять информацию по изменениям, если они касаются бизнеса. Примеры:

  • покупка, продажа, аренда новых единиц транспорта;
  • смена группы перевозимых товаров (если транспортная компания переходит с электроники на фармацевтику, например);
  • расширение, сужение или другое изменение географии работ (территории страхового покрытия).

Хорошая новость состоит в том, что для внесения таких изменений сегодня не нужно выделять время на встречи со страховщиком или его представителем. Серьезные страховые компании переходят на бесконтактные инструменты сотрудничества. И подобные корректировки страхователь в большинстве случаев может внести онлайн в своем личном кабинете.

Условия сотрудничества

Одним из аргументов за принятие закона по страхованию ответственности за груз была вероятность массового выхода перевозчиков «из тени» с целью оформления качественной финансовой защиты. Действительно, для заключения необходима официальная регистрация страхователя с правильным указанием кода ОКВЭД (подтверждением того, что исполнитель может оказывать услуги по грузоперевозкам легально). Но это требование не единственное.

Перевозчик должен еще и оформить все транспортные средства, доставка которыми страхуется. Правда, это не принципиально, чтобы машины были собственными. Перевозки арендованным или лизинговым транспортом тоже страхуются. И сам факт аренды или лизинга никак не влияет на стоимость страхования ответственности за доставку такой машиной.

Еще одно важное условие – подтверждение исправности автомобилей, на которые распространяется страховое покрытие. Это касается страхования перевозчиков.

Для экспедиторов требование не актуально, но может иметь значение репутация владельца транспортных средств, с которым страхователь сотрудничает. К слову, страховка ответственности экспедитора, если она не разовая, а годовая, будет работать только в тех рейсах, по которым у страхователя заключен официальный договор (о сопровождении).

Наконец, последнее ключевое требование: оформленные отношения с водителем. Это касается любого застрахованного рейса. С человеком, который осуществляет непосредственное управление грузовым транспортом, у перевозчика должен быть заключен трудовой договор.

С какого момента действует страховка?

Страхование экспедитора начинает действовать с момента подписания страхователем документа о принятии груза. Заканчивается страховая защита сразу после отгрузки товара при условии, что грузополучатель подписал документы об отсутствии претензий и полной комплектности партии.

В случае, когда страхование своей ответственности оформляет перевозчик, действие защиты может начинаться:

  • в момент подписания контракта с заказчиком;
  • после загрузки товара на склад или борт транспорта перевозчика (если такие работы, согласно договору, берет на себя заказчик);
  • по завершении приемки груза, оформленной документально.

По аналогии со страхованием ответственности экспедитора, действие страховой защиты для перевозчика заканчивается, как только товар принят (по документам) получателем. При этом такие этапы, как складирование, перевалка, погрузка и разгрузка могут как входить в покрытие, так и не входить. Это зависит от выбранной страховой программы.

    Хочу получить консультацию
    Ваше имя
    Ваш номер телефона
    Ваш e-mail
    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.