Насколько такой подход эффективен? И как в принципе работает риск скрытого дефекта ТС? Разбираемся.
О риске
Под скрытыми дефектами грузового транспорта понимают его неисправности или факторы износа, которые:
- страхователь не мог обнаружить во время стандартного предрейсового осмотра;
- могли стать причиной аварии;
- стали причиной повреждения доставляемого груза.
В большинстве случаев речь, например, о механическом повреждении внутренних узлов, которые никак не проявлялись в процессе эксплуатации автомобиля (до происшествия, понятное дело), внешне незаметном повреждении обивки грузового отсека или износе тента. Все это может стать причиной ДТП, выпадения груза (и его гибели или частичной порчи) и т. д.
При каких условиях риск считается реализовавшимся
Учитывая обязанность страхователя сделать все возможное для предупреждения страхового случая (это правило работает не только в страховании грузоперевозчика, но в целом для любого вида страховки), «скрытость» дефекта нужно доказывать. Очевидно, что по факту инцидента сделать это очень сложно. Потому страховые компании, которые страхуют такой риск отдельно (если они не используют его для отказа в выплате априори) ограничиваются обязательными:
- регулярными техосмотрами грузовых машин (у страхователя должны быть документы, которые это подтверждают);
- предрейсовыми осмотрами машин (они выполняются по четкому регламенту, должны быть соответствующие записи, ответственные лица и т. д.);
- контролем размещения груза (это делает водитель, хорошо, если в грузовом отсеке стоит система видеонаблюдения, которая демонстрирует, что в момент погрузки все было исправно).
Нужно ли выносить риск скрытого дефекта автомобиля отдельно
На самом деле вынесение риска в отдельную строку с возможностью его исключения больше похоже на маркетинговый ход, чем на объективно интересное для страхователя предложение. По той простой причине, что по ряду стандартных рисков он учитывается по умолчанию.
В частности, при ДТП обычно рассматривается не конкретная причина аварии, а виновник – водитель грузовой машины или того транспорта, с которым грузовик столкнулся. При этом проведение отдельного расследования на предмет износа тента, например, если виновником выступает не водитель грузоперевозчика (или риск застрахован без привязки к виновному) не проводится.
Если произошло выпадение груза, то при стандартном страховании и соблюдении обычных требований (машина прошла досмотр перед выездом, водитель тоже, грузы закреплены правильно и т. д.) выплата производится вне зависимости от причин. К риску хищения скрытые дефекты транспорта в принципе отношения не имеют. То же касается риска провала мостов, например.
А вот пожар может быть вызван и дефектами. Но по стандартной программе при его возникновении выплата осуществляется вне зависимости от того, что стало причиной возгорания (если это не умышленный поджог с целью мошенничества и не противоправные действия третьих лиц, которые страхуются дополнительно).