По официальным данным, объем грузооборота в России вырос в первом полугодии 2021 года на 30%. Сборы по страхованию грузоперевозок (в том числе, в части страховки ответственности их исполнителей) при этом сократились почти на четверть.

Такая статистика идет вразрез с ожиданиями участников рынка после принятия закона о страховании транспортных компаний в 2020 году. Прогнозировалось, что после узаконивания этого страхового продукта его продажи пойдут вверх. Но не случилось. Что тому виной – пандемия или фактический «недобор» в спросе?

Эксперты «грешат» на кризис

Однозначного ответа на самом деле нет и быть не может. Экспертное сообщество разделилось на несколько «лагерей», один из которых считает, что проблема в пандемии. Грянув в прошлом году, она буквально обрушила локдаунами и другими карантинными мерами экономическую обстановку.

Грузоперевозчики и экспедиторские компании оказались в непростом положении. С одной стороны, объем их заказов кратно вырос. С другой:

  • во весь рост встала проблема дефицита кадров в отрасли;
  • сократились финансовые возможности заказчиков;
  • выросли сборы за проезды по федеральным трассам и платным дорогам в стране;
  • повысились постоянные расходы из-за увеличения стоимости деталей грузовых автомобилей;
  • значительно увеличилось количество краж и аварий, как это часто бывает в кризис.

Перечисленные обстоятельства вынуждают перевозчиков и экспедиторов применять жесткие меры по сокращению регулярных издержек. Именно это, по мнению аналитиков, и спровоцировало снижение спроса на страхование ответственности за грузы.

Другое мнение

Есть и альтернативные точки зрения. Так, специалисты считают, что фактического сокращения спроса на страховой продукт, узаконенный в 2020 году, нет. Отрицательная динамика же, по их мнению, – это как раз следствие нового закона и стандартов ВСС, принятых для оптимизации и контроля условий страхования транспортных компаний.

По сути:

  • закон отменил возможность отказывать в выплатах по страховке ответственности за груз, что называется, не разбираясь;
  • страховщики, которые практиковали такое «сотрудничество» (заключали договоры без намерения платить при страховых случаях), уходят с рынка;
  • сокращается количество предложений необоснованно дешевых страховых полисов – снижаются сборы (со стороны тех транспортных компаний, что пользовались формальными страховыми решениями).

Следуя этой логике, эксперты предполагают, что рынок пойдет в рост, как только в стране начнет формироваться новая культура деловых отношений. То есть потенциальный страхователь поймет, что страхование его ответственности – объективно необходимая мера финансовой защиты. До того рассматривать статистическое снижение позиций страхового продукта, как реакцию рынка на пандемию, кризис или законы, не целесообразно.

 Где истина?

На самом деле выводы по году пока делать рано. Большинство страховых организаций подбили только первое полугодие. В нем «заложены» и кратковременные «замирания» рынка в связи с проблемами на границе, и пандемические кризисные события начала 2021-го.

Плюс, нельзя не учитывать, что статистика считается по всем направлениям грузоперевозок. В сегменте международных доставок последние полгода наблюдаются серьезные сбои. Если взять данные только по внутренним перевозкам, то снижение сборов будет значительно меньше, чем 25%. У некоторых страховых организаций в I полугодии по этой группе продуктов вообще наблюдался рост.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.