Можно бы, конечно, списать негативную динамику на пандемию и сложную экономическую ситуацию, которая всегда подстегивает участников преступного мира действовать более активно. Но нет: в первом полугодии 2021-го уже тоже зафиксирован рост (пока на 8–12% по разным оценкам). А это уже тенденция. И ее транспортным компаниям важно не только учитывать – с ней надо бороться.
Как? Есть несколько путей. А первым решением, которое позволит как минимум снизить расходы, спровоцированные кражами грузов, должно стать страхование ответственности за перевозку с подключением соответствующего риска. При этом нужно понимать:
- страховщики тоже видят статистику, и чем она хуже, тем выше будет стоимость риска;
- даже при наличии страхования на случай хищения груза, прилагать усилия по его предупреждению все равно необходимо (это, между прочим, учтется и в расчете тарифа индивидуальной страховой программы);
- по факту происшествия важно принимать меры для минимизации потерь (эти расходы, к слову, тоже можно заложить в страховку).
Почему точно не стоит исключать риск кражи груза из страхового покрытия
Тем же, кто в 2020 и 2021 году не сталкивался с неприятными инцидентами, когда товар похищают отдельно или вместе с транспортом, напомним: исключить риск из страхового покрытия, опираясь только на собственный опыт, – это не самое эффективное решение. Особенно когда этот риск – хищение товара в пути, ведь:
- в прошлом году в России было похищено грузов на 1,5 млрд рублей;
- средний размер ущерба на 1 случай хищения оценивался в 2,7 млн рублей;
- в 83% случаев кража груза осуществлялась по схеме мошенничества (а предупредить такой случай гораздо сложнее, чем банальный вынос коробок из вскрытой фуры ночью на стоянке).
Кто в группе риска
В первую очередь задуматься о страховом сопровождении (с подключением риска кражи, а лучше – хищения и разбоя) следует транспортным компаниям, занятым поставками продуктов питания. Как свидетельствуют данные за 2020 год, именно товары первой необходимости (а не дорогостоящие грузы) в первую очередь интересуют злоумышленников.
Небольшим экспедиторам, которые ограничивают свою деятельность фактическим размещением заявок на рынке перевозчиков (собирают заказы и распределяют их между исполнителями), тоже стоит застраховать свою ответственность. А также уделить внимание проверкам привлекаемых подрядчиков. Чем дольше будут отношения между экспедитором и перевозчиками, с которыми он сотрудничает, тем выше к нему доверие со стороны страховщика. И тем ниже для него цена страхования.
Де-факто обязательным страхование на случай кражи становится для логистических организаций, которые обслуживают ЦФО. Именно на него (Москва, Московская, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская области и Краснодарский край) в 2020 году пришлось более 60% случаев пропаж грузов.