Действительно, у них много общего. Но есть и небольшие отличия. Именно эти отличия приводят к путанице при планировании страхования. Чтобы исключить сложности, предлагаем ответы на 5 самых распространенных вопросов именно (и только) по страхованию грузоперевозчика.
Кто может оформить договор страхования грузоперевозчика
Многие страховые компании теперь (после узаконивания страховки для грузоперевозчика и экспедитора в 2020 году) дифференцируют свои программы, разрабатывая специальные предложения для тех, кто доставляет товары. Особенно много таких спецпрограмм предлагается для компаний, выполняющих поставки по городу.
Основное преимущество подобных решений – цена и удобство сотрудничества со страховщиками. Недостаток – жесткие требования к страхователю. Оформить страховой полис предлагается исключительно компаниям и предпринимателям, которые:
- перевозят чужие товары;
- осуществляют поставки собственным или арендованным транспортом;
- по понятным причинам (ограниченные расстояния и выбор маршрутов) программа доступна только перевозчикам, работающим на автотранспорте.
Те же, кто доставляет собственную продукцию, оказывает диспетчерские и организационные услуги (экспедиторы) или не оформлен как ИП/юридическое лицо, – данные программы не предлагаются. Страхование грузоперевозчиков в таких случаях не подходит.
Как и когда нужно уведомить страховщика об инциденте?
В правилах каждой страховой компании есть четкое указание сроков. В большинстве случаев предусматривается обязательство страхователя сообщать о любом происшествии (без попыток самостоятельно причислить или исключить его из страховых событий) незамедлительно. Условный дедлайн – срок, не позже которого должно быть заявлено об инциденте страховщику, обычно установлен на отметке 3 дней с момента аварии (или со дня, когда водитель грузоперевозчика узнал о происшествии).
Документы для претензии на выплату – копии или оригиналы?
Опять же, здесь все индивидуально – в правилах страховой компании указано, что именно предоставлять. Согласно распространенной практике, первоначальный прием заявки (с целью скорейшего начала рассмотрения случая) предполагает возможность подачи копий. В том числе претензии на компенсацию – страхователь может получить ее по месту аварии и отправить страховщику фото. Но при этом:
- непосредственно перед выплатой претензию от заказчика/экспедитора страхователю на компенсацию ущерба нужно предоставить в оригинале;
- документы, которые отдаются копиями (данные по грузу, подтверждение происшествий от компетентных органов, транспортные накладные, договор с заказчиком или экспедитором), перед выплатой должны быть поданы в страховую организацию с нотариальным заверением.
Сколько можно ждать возмещения?
Закон по этому вопросу дает весьма неоднозначный ответ в стиле «в разумные сроки». На практике, если судить по опыту партнеров CargoOn от момента подачи заявки на выплату до получения денег на счет проходит от 5 до 30–35 дней. Конкретные рамки зависят от скорости сбора документов, однозначности выводов оценщиков страховщика, размера убытка и некоторых других факторов.
Кто получит страховую выплату?
Получатель определяется по ситуации. В одном случае это де-факто пострадавшая сторона – организатор доставки (экспедитор) или ее заказчик (грузоотправитель, грузовладелец). В другом (если сам грузоперевозчик уже выплатил часть или весь убыток), – средства перечисляются страхователю.