За последние 5 лет количество грузов, похищаемых в дороге, существенно сократилось. По данным IMPACT (единая платформа, которая ведет учет всех утраченных в пути товаров, доставляемых по России), в 2016 году было зафиксировано 2,54 тыс. случаев кражи грузов, а в 2020-м – всего 1,34 тыс.

Статистики за 2021-й по понятным причинам пока нет. Но уже можно сказать, что тенденция сохраняется, пусть и не такая выраженная.

Число краж меньше – можно от них не страховаться?

Стоит ли, опираясь на такие данные, отказываться от риска кражи груза в программе страхования ответственности его перевозчика? Эксперты уверены, что ответ на этот вопрос отрицательный, и вот почему:

  • наибольшее снижение имело место в 2020 году и составило 35% (всего за 5 лет число инцидентов уменьшилось на 45%), скорее всего, его причиной стали перебои с поставками из-за пандемии;
  • в 2021 году тенденция сохраняется, во-первых, потому как коронавирус и ограничения, им спровоцированные, никуда не делись, а во-вторых, специалисты констатируют, что больше случаев краж стало замалчиваться;
  • наконец, не совсем правильно по количеству происшествий оценивать потери (которые, к слову, при хищениях ложатся на плечи экспедиторов или грузоперевозчиков). А стоимость украденных в 2020 году товаров в пути впечатляет. По данным отчета IMPACT, подготовленного совместно с ТТ Клубом и ассоциацией ТАРА, грузовладельцы недосчитались продукции на 100 млн долл. США.

Почему страховать подобные риски (кража, хищение, грабеж) должны именно исполнители или организаторы рейса (транспортно-экспедиционные компании)? Во-первых, законом на них возложена полная ответственность за то, что они везут (или чью перевозку контролируют). Во-вторых, даже при наличии договора страхования грузов от кражи, заказчик получит свое возмещение, а его страховщик придет за компенсацией к экспедитору (а тот – к перевозчику). Потому что за ущерб кто-то должен заплатить.

Преференции, которые дает страхование риска потери груза

А что дает страхование?

  1. Профилактику краж. Водители оповещены если не работодателем, то информацией из буклета страховщика о местах желательной остановки. Преступники, которые обычно тщательно готовят каждый акт хищения, наверняка узнают о подключении страховщика. То есть будут в курсе, что в случае чего искать их начнет уже не одно юридическое лицо, а несколько участников процесса.
  2. Эффективный поиск пропажи. В отличие от полиции, страховые организации финансово заинтересованы в обнаружении груза. Многие из них тесно сотрудничают и с правоохранительными органами, и с детективными агентствами. У кого-то даже собственный штат квалифицированных следователей имеется. Стоит ли удивляться, что застрахованные грузы (в том числе, по полису страхования ответственности за перевозку) находят на 30% чаще, чем незастрахованные.
  3. Компенсацию ущерба заказчику с минимальными потерями для исполнителя/организатора рейса. Страховщик грузоперевозчика, выплатив деньги пострадавшему собственнику товара, уже не придет к своему клиенту с регрессом.

Другой вопрос, как организовать эффективное покрытие риска хищения груза в рамках договора страхования ответственности экспедитора или транспортной компании-перевозчика. Здесь есть несколько важных нюансов, которые нужно учесть при формировании программы финансовой защиты.

Что такое кража груза?

Первый момент касается, собственно, формулировок. Нужно разобраться, что именно выбранный страховщик рассматривает как факт хищения. Это может быть:

  • кража непосредственно из машины во время стоянки;
  • хищение части груза путем подмены коробок при погрузке (и это часто не считается страховым случаем, так как относится СК к факторам небрежности водителя);
  • разбойное нападение на водителя;
  • кражу методом мошенничества.

Данное условие имеет большое значение в свете все той же статистики IMPACT. А она гласит, что в России в отличие от Европы более 83% случаев потери грузов в результате преступных действий третьих лиц связаны именно с мошенничеством. Впрочем, не всегда злоумышленники – это сторонние лица, иногда в схеме задействуют и водителей, и диспетчеров.

В любом случае на кражи только на неохраняемых стоянках (которые как раз лидируют на европейских маршрутах в качестве причины утраты груза) в России приходится меньше 20% инцидентов. А одним из правил всех международных страховщиков остается остановка машин строго на охраняемых платных площадках. В РФ оно тоже действует, но не у всех СК.

Топ-3 схемы хищения груза обманом

Самые распространенные действия мошенников:

  • привлечь в соучастники водителя;
  • обмануть водителя (представиться сотрудником экспедитора, сказать, что адрес доставки поменялся и направить машину на собственный склад, находящийся на несколько десятков км ближе склада грузополучателя, чтобы тот раньше времени не забил тревогу);
  • напасть на водителя, организовав автоподставу (сломанная фура на дороге, например, когда сотрудники перевозчика останавливаются, чтобы подсобить коллегам, а преступники сразу после нападения перегружают товар в свою машину).

Подделка документов больше не в ходу

Реже всего применяется схема с подделкой документов, ранее, напротив, самая «ходовая». В 2020 году она использовалась только в 5% случаев. И то почти 80% преступлений уже либо раскрыты, либо близятся к успешному завершению расследования. Эксперты связывают такую эффективность (и снижение популярности схемы в принципе) с изменениями в программах оформления грузоперевозок.

Многие участники логистического рынка внедряют в повседневную практику электронный документооборот. А тут на подходе еще и электронные транспортные накладные. В подобных условиях преступники вынуждены подвергать себя повышенному риску и прилагать больше сил, чтобы добиться результата.

Именно по этой причине, к слову, при страховании ответственности грузоперевозчика на случай хищения в результате мошенничества с грузом страховые компании демонстрируют лояльность страхователю с внедренной системой автоматизации. Иногда за цифровые технологии, применяемые для контроля движения товаров, даже положены скидки.

Условия перевозки

Второй важный вопрос, связанный со страхованием ответственности за груз, касается как раз условий его перевозки. То есть маршрутов, категорий товаров, квалификации водителя. Иногда страховые компании выдвигают к страхователю дополнительные требования, если тот везет, например, продукты питания. Поскольку это груз № 1 по частоте хищений.

На маршрутах у границ с европейскими странами обязательным условием будет выбор правильных мест остановки. На северокавказских – соблюдение мер безопасности (это направление лидирует по количеству нападений).

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.