Транспортная компания может выступать в роли как перевозчика, так и экспедитора. А может работать сразу по обоим направлениям. При этом страховать свою ответственность она должна в соответствии с типом услуги, которую предоставляет.

Да, страхование экспедитора и перевозчика – продукты, очень похожие, но все же они отличаются. Об этом страхователю важно знать, поскольку от его задач (доставка или экспедиция) зависит стоимость страховки. Как именно?

Собственно, услуга: как она влияет на тариф

В подавляющем большинстве случаев (страховые программы и подходы к расчету их тарифа на CargoOn – счастливое исключение) страховщики выше оценивают именно риски по страхованию ответственности перевозчика. Это связано не столько со статистикой убыточности или организацией процессов при работе по разным договорам, сколько с механикой «движения» ответственности.

Ситуация такова:

  • Оформляя договор страхования ответственности экспедитора, страховщик понимает, что в случае выплаты (происшествия, который квалифицирован, как страховой случай) ему будет, с кого «спросить» потраченные на возмещение средства. Поскольку экспедитор (посредник между грузоотправителем и перевозчиком) – это первое и одно из ключевых звеньев, но не последняя инстанция. Если за него придется платить компенсацию, то страховая компания еще может обратиться с регрессным требованием к тому, кто непосредственно осуществлял перевозку. Иными словами, шансы возместить затраты у нее есть, и как показывает опыт, довольно высокие.
  • Перевозчик же – это последнее звено в цепочке доставки. По закону и шаблонному договору он априори ответственен за груз – его сохранность, целостность, соблюдение режима его транспортировки, своевременность выгрузки на складе получателя. Таким образом, единственный, к кому с регрессом может обратиться страховая компания перевозчика, – это водитель (частное лицо). И то лишь при условии, что последний действительно виновен в происшествии. Учитывая этот факт, страхование ответственности перевозчика нередко оценивается выше, чем экспедитора.

Транспорт

Любой договор страховки для транспортной компании заключается только на том условии, что она использует транспорт, законно находящийся в ее эксплуатации. То есть собственные машины и арендованные. При оформлении страхового договора обычно запрашивается список всех автомобилей автопарка. И от их количества может зависеть страховой тариф.

Точнее, он всегда зависит от количества, возраста и состояния транспортных средств, но только при оформлении страховки для перевозчика. Более того, страховой полис – неважно, разовый или годовой – выдается на каждую машину. Соответственно, привязка простая: сколько машин, столько страховок, за каждую из которых нужно заплатить.

Для экспедитора ситуация обстоит иначе. При расчете его тарифа автопарк, имеющийся в распоряжении страхователя, никак не учитывается. Он может указываться для анализа финансовой устойчивости и активности работы компании, но на цену страховки количество автомобилей не влияет.

Потому что здесь имеет значение количество рейсов. Неважно, на каком количестве машин. При этом привлечение транспорта разных видов на цену страховой услуги влиять будет, и существенно.

Субподрядчики

С привлекаемыми субподрядчиками ситуация обстоит похоже. Перевозчики с субподрядчиками не работают (иначе они переходят в разряд экспедиторов, поскольку перестают быть исполнителями рейса). То есть на страхование их ответственности данный параметр влиять не может.

Экспедиторы же, напротив, активно работают с субподрядчиками, распределяя обрабатываемые заявки на доставку грузов. И от репутации привлеченных партнеров (а также их оснащения, статуса, финансового состояния) стоимость страхования ответственности экспедитора зависит сильно. В некоторых случаях из-за субподрядчика, с которым работает потенциальный страхователь, ему могут сильно повысить стоимость полиса или даже отказать в размещении рисков на страхование.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.