Страховщики, которые привыкли ориентироваться на долгосрочное сотрудничество, об этих условиях подробно расскажут. Но не все страховые компании готовы работать в таком режиме.
Некоторые партнеры предпочитают замалчивать о том, при каких обстоятельствах страховка экспедитора или исполнителя доставки не сработает. Как страхователю защититься от таких замалчиваний, и главное, от отказов в выплатах?
Есть 2 способа гарантировать эффективность страховой услуги:
- заключить договор через сервис CargoOn (мы работаем только с проверенными исполнительными страховыми организациями);
- проработать вероятные причины отказа, о которых не каждая страховая компания расскажет.
Конечно, первый вариант проще. Но для вашей полной уверенности мы советуем совместить оба способа. Так, какие факторы могут повлиять на решение о выплате страхового возмещения по договору страховки ответственности за груз, и как их влияние предупредить?
Квалификация персонала
В любой страховой программе будет оговорка о том, что страховка ответственности за перевозку работает только при условии, что сотрудники, получающие доступ к перевозимой продукции, имеют соответствующую квалификацию. При этом надо понимать, что различные грузы требуют разных уровней квалификации от тех, кто эти грузы оформляет и доставляет. Минимальный набор навыков водителей и приемщиков касается:
- маркировки товара;
- оценки целостности и правильного выбора упаковки;
- распределения продукции по весу в грузовом отсеке;
- крепления грузов.
В некоторых правилах страхования четко прописывается, какие документы должны подтверждать квалификацию персонала логистической компании. Есть даже оговорки о частоте переаттестаций кадров и стаже управления транспортными средствами соответствующей категории у водителей.
В особенности это касается страхователей, которые перевозят или сопровождают скоропортящиеся грузы и продукцию, требующую специального режима. Люди, которые имеют к ней доступ, должны уметь правильно настраивать оборудование, снимать и проверять показания датчиков температуры, влажности, давления и т. д.
Если по факту страхового события страхователь не сможет подтвердить, что к товару имели доступ только специалисты с подтвержденной квалификацией, с выплатой могут возникнуть проблемы. Тем более когда в штате есть неоформленные сотрудники (особенно иностранцы).
Договор с заказчиком и субподрядчиками
Страховая защита эффективна только для тех, кто работает полностью официально. То есть по документам. С заказчиком, субподрядчиками, складскими операторами. Даже отсутствие чека с платной стоянки груженого автомобиля может стать проблемой.
Изначально при заключении страхового договора, даже если страхователь честно расскажет, что не всегда привлекает исполнителей с оформлением полного пакета документов, страховщик может ему ничего не возразить. Он просто оформит страховой полис, а по факту происшествия – откажет в возмещении по причине неполного пакета документов. Это нужно понимать.
Хранение и погрузка-разгрузка товара
По аналогии обстоит ситуация со складским размещением и погрузочно-разгрузочными работами. Они должны проводиться по всем правилам для конкретной категории груза, а со складским оператором необходимо заключить соответствующий договор.
Если этого не сделать, при инцидентах в период перевалки или на складе возмещать потери придется за свой счет. С хорошим страховым партнером (если страхователь новичок и в логистическом бизнесе, и в практике его страхования) стоит даже заранее посоветоваться, как лучше оформить документацию на данных этапах.
Упаковка товара
Этот момент, в первую очередь, касается грузоотправителя, а не экспедитора или исполнителя рейса. И все же в истории страхования ответственности за грузоперевозку достаточно примеров, когда страховщики отказывали страхователям по причине несоответствия транспортной упаковки товара действующим стандартам и требованиям.
Как и в случае с персоналом или форматами договоров с подрядчиками, при обсуждении упаковки грузов со страховщиком возможно одно из двух:
- представитель страховой компании ограничится коротким описанием вида «упаковка производителя», а уже после инцидента подробно рассмотрит ее качество на предмет соответствия условиям транспортировки (и по возможности откажет в компенсации);
- страховщик будет настаивать на улучшении тары, если она не отвечает стандартным требованиям (поскольку он заинтересован в нереализации наиболее дорогих рисков, а не отказах в выплате).
Хотя за упаковку (в том числе, транспортную, не только потребительскую) грузов отвечает грузовладелец, нужно понимать: подписывая акт приемки товара, экспедитор или водитель перевозчика де-юре признает, что проверил упаковку и нашел ее соответствующей стандартам. То есть по факту происшествия ему еще придется доказывать, что ошибка – на стороне заказчика. Или платить ущерб, если повреждения возникли из-за низкого (недостаточного) качества упаковки.
Резюме
В любых правилах страхования ответственности за грузоперевозку достаточно оговорок и уточнений. Заключая договор со страховщиком, важно о них знать и понимать, что они означают. Для этого правила нужно внимательно прочитать. И не постесняться задать вопросы по непонятным пунктам.
Кроме того, нужно учитывать, что на российском рынке страхования товаров в пути в целом и ответственности за них в частности по-прежнему очень многое определяет порядочность, исполнительность страховщика. Сотрудничая с проверенными организациями, можно рассчитывать на качественное покрытие рисков при соблюдении минимального количества условий (официальная работа, нормальное документальное сопровождение доставки, качественный контроль и оборудование транспорта специальными устройствами).