Учитывая, что сегодня транспортные компании вынуждены работать в режиме максимальной экономии, вполне логичным следствием при сложившихся условиях является массовый отказ от страхования на случай кражи груза.
Раз снизился риск то его можно исключить
Так посчитали многие. Эксперты уверены, что подобный подход не для всех справедлив. Хотя бы потому что количество краж грузов снизилось неравномерно. По одним группам товаров оно выросло, причем существенно. По другим число хищений уменьшилось, но только из-за того, что некоторые виды продуктов в 2020 году вообще временно перестали возить.
К этому остается добавить, что еще в 2019 году количество потерянных грузов (украденных или отобранных вместе с транспортом у водителя) было почти рекордным за десять лет. Это к тому, что риск снизился, но остается высоким.
Какие грузы точно нужно застраховать от кражи, грабежа, разбоя
Сразу стоит сказать, что опираться только на эту информацию, формируя рисковое наполнение программы страхования ответственности транспортной компании, не совсем верно. Эксперты настаивают: очень многие случаи фактического хищения грузов с применением мошеннических схем замалчиваются. Другими словами, рынок о них не знает. И точную статистику привести сложно.
Тем не менее, как показывает опыт страхователей со стажем от 5 лет, в группе высокого риска всегда остаются:
- продукты питания;
- табачные изделия;
- алкоголь;
- металл;
- кабель;
- стройматериалы;
- мелкая электроника;
- промышленное оборудование;
- автозапчасти и шины;
- хозтовары.
Это только топ-10 категорий грузов, которые похищают чаще всего (на них приходится порядка 88% происшествий). Их от кражи страховать нужно всегда. Другое дело, что застрахованному экспедитору или перевозчику надо внимательно читать условия страховой программы. Чтобы получить выплату по факту выгрузки, например, товара не в том месте (мошенническая схема обмана исполнителя), надо соблюсти ряд условий.
Что нужно для компенсации
В разных страховых компаниях списки этих условий могут отличаться, но у всех точно потребуют:
- личного присутствия при погрузке (это норма, которую многие нарушают, а зря);
- документального оформления либо согласования в режиме live любых корректировок маршрута или процесса доставки (другой адрес выгрузки, незапланированное место остановки для догрузки, если это сборные перевозки);
- предварительной проверки всех участников рейса (перевозчика, водителя, экспедитора, заказчика).
Если можно застраховать что-то одно – кражу, разбой или грабеж
Следует также понимать, что сам риск ПДТЛ обычно включает все виды хищений – кражу, разбой и грабеж. Если страховщик готов исключить какую-либо из его форм для предоставления скидки, обязательно нужно учитывать условия будущей доставки.
Так, практика показывает, что для российских перевозок актуальны угрозы кражи с применением различных мошеннических схем. Нападений на фуры случается мало (на них приходится меньше 1% инцидентов). А вот на международных маршрутах (особенно если они проходят через Великобританию, Францию, Италию), напротив, высоки риски вооруженных ограблений.