Пандемия, которая целый год определяла базовые тренды на многих рынках, не могла не сказаться и на развитии сегмента страхования транспортных компаний. Здесь тоже много чего произошло, но до недавнего времени было преждевременно подводить итоги.

Три уровня изменений

Теперь, когда появились первые отчеты по 2021 году (включая статистику за первое полугодие и неофициальные пока данные за три квартала), можно делать выводы.

  1. Изменения, которые имели место в марте – мае 2020 года с вероятностью, близкой к 100%, станут постоянными на рынке страховых продуктов для транспортных компаний.
  2. Кардинальных изменений в программах страховщиков нет, но некоторые корректировки имеют место.
  3. Вопреки ожиданиям аналитиков, коронавирус не обрушил страховой сегмент, а напротив, привел к его активному развитию, в том числе по части оформления страховок ответственности за груз.

Это общие моменты, в которых согласны эксперты. Теперь разберемся с каждым более подробно.

Что изменилось глобально

Самые масштабные изменения, которые не ограничились сегментом страхования транспортных компаний, но затронули его, случились на самом старте. Во-первых, многие страховщики внедрили у себя сервисы бесконтактного страхования. Благодаря чему удалось удержать тарифы от роста и значительно ускорить процессы оформления страховых полисов для экспедиторов и грузоперевозчиков. На сайте CargoOn, в частности, заключить договор страхования можно за несколько минут.

Во-вторых, приобрели большую популярность так называемые коробочные решения. В страховании ответственности за перевозимые грузы сформировалось 2 группы таких «коробок»:

  • Разовые страховые полисы наращивают в спросе. Они существовали и ранее, но представляли собой, скорее, формальное решение, чем полноценный страховой продукт. Если до 2020 года такие страховки в основном покупались для тендера, то теперь ими пользуются и для сопровождения заказов на доставку, полученных не на конкурсной основе. Потому что во многих разовых страховых программах пересмотрено покрытие – теперь они действительно работают.
  • Годовые страховые договоры. На CargoOn можно оформить такую готовую программу с базовым набором рисков или в расширенном варианте.

В-третьих, вырос спрос на транспортные услуги (многие офлайн-продавцы переквалифицировались в участников рынка e-commerce, который работает с доставкой). Предложение на этот растущий спрос отреагировало, что привело к более жесткой конкуренции. Страхование ответственности за грузоперевозку в таких условиях (причем не только в плане его наличия, но и с точки зрения наполнения страхового полиса) становится конкурентным преимуществом.

Теперь по закону

Еще одно изменение уже касается непосредственно отрасли страхования логистических услуг. Здесь доработаны законы, регламентирующие отношения страхователя со страховщиком. Теперь страховка ответственности за грузоперевозку получила статус законной услуги, для нее разработан и совершенствуется свод стандартов, что существенно повысило эффективность страхового сопровождения.

Правда, некоторые грузовладельцы поспешили отказаться от собственных страховок (груза), полагаясь на покрытие страхования ответственности за товары в пути, что неправильно. Но эксперты уверены, что со временем рынок урегулирует и эту ситуацию.

Больше внимания гарантиям

Ко всему вышесказанному остается добавить, что требования к транспортным компаниям со стороны грузовладельцев в целом выросли. Отчасти причиной тому стали перебои в цепочках поставок, спровоцированные карантинными мерами. Заказчик грузоперевозки куда более внимателен в выборе исполнителя. А страхование его (исполнителя) ответственности все чаще становится непременным требованием.

Что изменилось в программах

Содержание страховых программ кардинально не поменялось. Серьезные страховые организации пересмотрели свои коробочные продукты для экспедиторов и перевозчиков, оптимизировали условия сотрудничества под стандарты и добавили опций для тех, кто хочет индивидуально формировать страховой продукт.

Из сколько-нибудь значимых изменений можно отметить только 2 пункта:

  • оговорки про коронавирус, которые появились в списках исключений почти во всех правилах страхования, включая программы страховки для транспортных компаний (их, кстати, добавили не только страховщики, но и перестраховщики);
  • в некоторых СК предложили опциональное страхование на случай перерыва в работе логистическим компаниям.

В остальном все осталось без изменений, включая тарифы и инструменты управления ценами. Новые страхователи могут подключаться на вполне выгодных условиях. Компаниям, которые давно пользуются страховкой ответственности за груз, часто предлагают скидки.

Что поменялось на стороне страхователей

А вот страхователи – экспедиторы и грузоперевозчики – пересмотрели свое отношение к страховому сопровождению рейсов довольно радикально. Если до 2020 года проникновение данного страхового продукта на российском рынке оценивалось в 15–18%, то теперь это более 40%. И доля тех, кто стремится застраховать свои риски, стремительно растет.

Страховой полис для тендера и без конкурса становится нормой. Отчасти это отразилось даже на общей ситуации с происшествиями в сегменте. Многие эксперты отрасли отмечают, что откровенного криминала и стихийных решений по факту инцидентов здесь стало значительно меньше (это и понятно – пандемия все-таки под контролем).

Положительным фактом является еще и то, что страховки не только чаще покупают. Многие экспедиторы кардинально изменили подходы к покрытию:

  • перед заключением договора со страховщиком риски тщательно просчитываются на каждый случай (кража, потеря груза, угон груженого транспорта);
  • в среднем выросли лимиты предельных выплат;
  • если раньше на 100 полисов страхования экспедитора для тендера приходилось 93 условно формальных документа, то теперь доля дешевых, но нерабочих страховок оценивается в 60–73%, по разным данным.

В целом качество подхода к страхованию повысилось. Хотя, конечно, страхователям еще есть, над чем поработать. Но эксперты уверены, что при сохранении основных тенденций выход рынка на принципиально другой уровень качества страхового покрытия ответственности за грузы – дело 3–5 лет.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.