Среди экспедиторов до сих пор бытует мнение, что их ответственность за доставляемый товар регулируется и строго ограничена договором с заказчиком. Но на деле это не всегда так. И иметь на случай инцидента полис страхования ответственности за перевозку все-таки полезно всем экспедиционным компаниям. Даже если страховка уже есть у исполнителей рейса.

Полная и неполная ответственность по договору экспедиции

С чем связано распространенное мнение о том, что компания, осуществляющая экспедицию груза, не всегда несет за него полную (максимальную) ответственность? На самом деле зерно истины в нем есть, и вот почему:

  • Когда экспедитор заключает договор с перевозчиком от имени и в интересах заказчика, де-юре на этом его обязательства перед последним считаются исполненными. Он организовал доставку, нашел, проверил и подключил в работу исполнителя. По закону этого достаточно. Если в договоре экспедиции нет уточнений об ответственности посредника (классика – мелкий шрифт).
  • Если же экспедитор нанимает перевозчика от своего имени, он остается ответственным за груз перед заказчиком и де-факто, и де-юре.

На практике в 90% случаев заключаются именно договоры по второму сценарию. Соответственно, любой инцидент с грузом – это, в первую очередь, гарантированная претензия экспедиционной компании. Ее можно переслать перевозчику, но сколько времени займет урегулирование ситуации, и как пострадает за этот период репутация экспедитора, не предскажет никто.

Что дает свой договор страхования ТЭК

А как меняется ход событий, если посредник застраховал ответственность? Если с транспортником он договаривался от имени и в интересах клиента, то для страховщика (при условии порядочности страхового партнера) это не повод для отказа в выплате. Возмещение платится за экспедитора его заказчику, после чего страховая организация обращается за компенсацией выплаченных средств к перевозчику и его страховщику.

Если договор на перевозку заключался от имени экспедиционной компании, сценарий будет развиваться по аналогичной схеме. То есть заказчик не пострадает – ему компенсируют ущерб (за счет средств страховой организации) в короткие сроки. Экспедитор тоже останется в выигрыше (он разделит ущерб со страховым партнером и сохранит отношения с клиентом). Перевозчика же выручит его собственная страховка.

Почему одного договора страхования перевозчика недостаточно

Собственно, разбора, представленного выше, уже достаточно, чтобы сделать первые выводы. Страхование перевозчика (субподрядчиков) не спасет экспедитора, поскольку:

  • именно он будет первым, к кому придет заказчик (грузовладелец обычно не имеет прямых контактов с исполнителем и рассчитывает, что за вверенный груз полностью отвечает экспедитор);
  • в договоре на экспедицию с довольно высокой вероятностью есть пункт о том, что в любом случае (какими бы документами ни оформлялась доставка) экспедитор несет максимальную ответственность за сохранность перевозимой продукции (если есть договор с заказчиком и акт приемки товара, подписанный сотрудником экспедиционной компании);
  • сроки компенсации ущерба страховщиком перевозчика (а ведь ответственность субподрядчика еще нужно доказать) неизвестны.

Кроме того, экспедитор не может знать, насколько полным и качественным будет страховое покрытие у исполнителя.