При этом после нормализации ситуации активный спрос несколько снизился. Но только по части страховки для автоперевозчиков. Экспедиторы как начали активно страховать свою ответственность с марта 2020 года, так и продолжают наращивать объемы страховых продуктов к августу 2021-го.
По состоянию на конец I полугодия этого года динамика, по разным оценкам страховых компаний, выглядела так (в сравнении с январем – июнем 2020-го):
- новых держателей полисов страхования экспедиторов стало на 12% больше;
- пролонгацию использовали более 80% страхователей;
- прирост по сборам страховщиков в этом виде продуктов – от 6 до 24% (в зависимости от масштабов СК).
По всему видно, экспедиторы чаще страхуют свою ответственность. Эксперты уверены, что причин такого решения всего две (основных). Во-первых, это требования заказчиков сопроводительных услуг. Во-вторых, собственный опыт транспортно-экспедиционных компаний.
Жестче требования
После серии экономических встрясок в 2019 и 2020 году, связанных отчасти с пандемией, вполне логично, что грузоотправители и грузополучатели стали выдвигать более жесткие условия к исполнителям доставки. В первую очередь это коснулось самого быстро развивающегося сегмента сборных перевозок. Здесь без страховки ответственности экспедитору попросту не дадут заказ.
Речь не только об участии в тендерах, для которых нужна, по сути, своя («предварительная») страховка. 8 из 10 стандартных разовых договоров на экспедицию содержат требование по страхованию ответственности. Для сравнения, в 2018 году такое требование содержалось не чаще, чем в 40% договоров.
На горьком опыте
Конечно, доступ к заказу через оформление страховки ответственности – веская причина, чтобы воспользоваться финансовой защитой. Но как показывает опыт страховщиков, сами экспедиторы на такое требование заказчиков реагируют более чем лояльно. Многие еще до его констатации заявляют о своей готовности застраховать риски.
Все дело в том, что в 2020–2021 гг. существенно возросло количество инцидентов с сопровождаемым автотранспортом как на российских дорогах, так и на международных маршрутах:
- на 22% увеличилось количество заявок о краже грузов;
- динамика ДТП с участием груженых фур пугает – +18% в 2020 году и на 22% больше в 2021-м;
- убыточность по договорам страхования экспедиторов тоже растет (на 4,4–16% по разным оценкам страховых компаний), что не может не простимулировать действующих страхователей к продлению страховых договоров.
По данным экспедиторов, за 2–3 года они фиксируют минимум 3–4 проблемных случая, которые ведут к финансовым затратам. Это притом, что даже одного серьезного инцидента небольшому участнику рынка транспортных услуг достаточно, чтобы остаться без средств к существованию. Страховка – единственный способ предупредить разорение с учетом серьезных рисков.
Многие это уже поняли. Тем же, кто пока не столкнулся с серьезными финансовыми рисками, специалисты сервиса CargoOn настоятельно советуют работать на упреждение и учиться на примерах предшественников.
Тем более что страхование ответственности экспедиторов сегодня пришло к оптимуму по цене и доступно буквально за пару часов без посещения офисов. У нас его можно оформить на 1 поездку или сразу на год, не сходя с места. Оригиналы страховых договоров мы бесплатно доставляем с курьером.