Правки в закон 259-ФЗ, которыми внесены изменения в части страхования транспортных компаний, стали одними из самых долгожданных и важных в 2020 году. Многие называли эти изменения прорывными, что неслучайно: нововведения в законодательство должны были изменить саму практику страхового сопровождения грузоперевозок, переведя ее на новый уровень, более близкий к европейским правилам. Вдогонку еще и ВСС подготовил стандарты страхования экспедиторов и грузоперевозчиков. Но революции не случилось.

Больше половины логистических организаций по-прежнему воспринимают страховку для каждого рейса или в целом своей ответственности, скорее, как вынужденную меру, продиктованную требованиями заказчика. И ставку все равно делают на страхование груза. Почему так происходит и в чем негатив такого отношения? Разбираемся.

В который раз о различиях продукта

Многие сотни высказываний экспертов международного рынка, которые настаивают на необходимости изменения рынка транспортных услуг в России, можно свести к одной простой фразе. Пока весь мир страхует ответственность перевозчиков и экспедиторов, российские ТЭК страхуют грузы.

Последнее неправильно, потому что:

  • страхование груза и ответственности того, кто его везет, – это разные продукты, они дополняют, а не исключают друг друга;
  • страховка для груза не отменяет рисков для транспортной компании (заказчик получит свое возмещение в случае чего, но перевозчик все равно может понести неподъемные расходы);
  • страхование ответственности за грузы – это объективно необходимая мера, к ней нельзя подходить формально, иначе страховой полис останется бессмысленной тратой, а интересы участников отрасли (одной из самых уязвимых) будут незащищенными.

Учитывая социальную значимость сферы грузоперевозок в непростых условиях пандемии и надвигающегося глобального экономического кризиса, пересмотреть отношение к финансовой защите сегодня необходимо всем, кто планирует и дальше вести успешную работу. А для этого надо усвоить главное: страхование товара в пути – это имущественный вид страховки, она срабатывает только в пользу грузовладельца, а страхование ответственности нужно именно перевозчику.

Почему «формальный» полис?

Отношение транспортных компаний к страховой защите их интересов связано с тремя факторами:

  • «доказательным» характером самой страховой услуги (несмотря на статистику выплат у многих страховщиков, грузоперевозчики до сих пор не верят, что собрать доказательства для получения возмещения в принципе возможно);
  • не самой честной практикой некоторых страховщиков (компаний, которые используют любые оговорки в программах страхования, прописанные, чтобы не платить, становится меньше, но они все еще есть);
  • условно обязательным характером (страхование ответственности за груз по-прежнему не является понятной полезной услугой, его воспринимают через призму требований заказчика).

Страхование для тендера

В первую очередь все перечисленное выше касается страховок для участия в тендере на массовые заказы. В России уже много лет (впрочем, как и во всем мире) наличие страховки является обязательным условием для участия в таком конкурсе.

Пока закон 2020 года не был принят, этот страховой полис действительно часто оставался формальным и действовал только на бумаге. Но теперь, когда страховой продукт стал полностью рабочим, отношение к этому «обязательному» договору надо менять.

Тем более что есть страховые компании, которые уже адаптировали страховку для тендера под текущие условия рынка. На CargoOn такие предложения доступны, их можно оформить онлайн с рассрочкой в несколько кликов.

В чем суть специальных предложений для конкурса:

  • страхователь покупает полноценную защиту (ее можно адаптировать под конкретную группу товаров и риски маршрута);
  • размер страховой премии делится на части;
  • при оформлении полиса транспортная компания платит минимальную сумму;
  • по итогам тендера она либо вносит оставшуюся часть премии (тогда страховка работает в течение всего срока действия, это актуально, если страхователь победил и получил заказы), либо прекращает взносы (конкурс проигран, страховка не понадобилась). При желании перевозчик или экспедитор может внести полную стоимость страховой услуги и пользоваться ей при обслуживании текущих заказов, даже проиграв тендер.

Проблема на стороне страховщиков

Конечно, во многом проблема нынешнего положения, из которого России самое время выходить, обусловлена поведением некоторых страховых компаний. Изменить их отношение (и добавить намерение честно выполнять обязательства) страхователи, понятное дело, не могут. Это задача мегарегулятора, над которой, впрочем, Центробанк уже работает.

В силах же пользователей страхового полиса сделать 2 ключевые вещи:

  • ответственно подойти к поиску страхового партнера;
  • пересмотреть подход к самому страховому продукту.

Где искать рабочий страховой полис экспедитору?

Страховые компании, которые работают с транспортными организациями уже не первый год и серьезно относятся к своим обязательствам, есть. Они часто занимают верхние строчки рейтинга предпочтений регуляторов и ежегодно выплачивают компенсации по страховым случаям в приличных суммах.

В портфеле партнеров сервиса CargoOn собраны именно такие компании. Причем мы уже оптимизировали программы страховки, чтобы пользователь мог выбрать готовое решение для себя и приобрести полис с минимальными затратами времени и сил.

Условия эффективной страховки

Для эффективности страховой защиты от страхователя при этом требуется:

  • работать легально;
  • принимать меры для предупреждения аварий (они стандартные, касаются построения маршрутов, проверки транспорта перед каждым рейсом, привлечения квалифицированных водителей, инструктажа сотрудников, выбора места остановки для транспорта и т. д.);
  • оформлять официальные договоры сотрудничества с заказчиками;
  • своевременно вносить плату по страховке (если действует программа рассрочки по месяцам или кварталам, например).

При грамотном выборе страховой компании, самой программы покрытия и соблюдении элементарных мер профилактики инцидентов страховка экспедитора и грузоперевозчика работает. В этом уже убедились многие, но их численность должна расти, чтобы отрасль развивалась.

    Хочу получить консультацию
    Ваше имя
    Ваш номер телефона
    Ваш e-mail
    Ваш вопрос


    [anr_nocaptcha g-recaptcha-response]

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.