В некоторых рекламных кампаниях отдельных страховщиков говорится что-то типа «оформляйте договор страхования ответственности экспедитора, и мы позаботимся обо всех ваших рисках». Несмотря на очевидность маркетинговой составляющей такого призыва (которая предполагает обещание большего, чем де-факто может выполнить СК) многие страхователи воспринимают эти слова буквально. То есть рассчитывают, что смогут по страховому договору перекрыть любые расходы, связанные с проблемами доставки, за счет страховщика.

В большинстве случаев такое ожидание не соответствует реальности по 3 причинам:

  • любой страховой продукт предполагает исключения (когда ответственность экспедитора перед заказчиком наступает, но для страховщика она не является страховым случаем);
  • практически 100% страховых договоров этой категории заключаются с франшизой (а значит, предполагают, что хотя бы часть убытка страхователь будет покрывать собственными средствами);
  • не все риски, возникающие при выполнении заказа на экспедицию груза, в принципе относятся к страхуемым.

Разберем каждую из причин более подробно.

Исключения и оговорки

Они есть в любой страховой программе, не только в договорах страховки экспедиторов. В разных страховых организациях эти исключения и оговорки отличаются. Есть страховщики, которые минимизируют свои списки, а есть и те, кто, наоборот, предусматривают как можно больше условий, которые надо соблюсти для получения выплаты.

Стандартные исключения, которые отменяют возмещение по данному страховому полису:

  • наем перевозчика без его проверки;
  • отсутствие контроля над проведением перевозки на разных этапах;
  • работа с транспортной компанией, которая осуществляет рейс, без договора;
  • согласование доставки не по ранее утвержденному маршруту и другие.

Кроме исключений, которые в договоре со страховщиком идут списком (а значит, их довольно легко проработать для оценки перспектив сотрудничества), есть еще и оговорки. Они обычно идут в блоке описания застрахованных рисков и определяют условия, при которых эти риски реализуются, но не дают права на страховую выплату. Именно этому пункту стоит уделить максимум внимания.

Франшиза

Здесь самое время вспомнить, что страхование чего бы то ни было – это все-таки не финансовая безвозмездная помощь, а услуга, призванная обеспечить финансовую защиту компании. То есть дать экспедитору возможность закрыть возникшие обязательства перед заказчиком, не потеряв бизнеса (и сохранив устойчивость на рынке).

Другими словами, страховой договор априори работает не на 100% возмещения понесенных расходов. Он призван разделить эти затраты между экспедитором и его страховой компанией.

Доля страхователя в этой сумме – франшиза – определяется индивидуально. В большинстве случаев она варьирует в пределах 3–15% от согласованного со страховщиком лимита. На деле вклад экспедитора в компенсацию издержек, возникших в связи со страховым случаем, доходит до 20–30%.

Риски экспедитора – общие и застрахованные

Какие риски несет экспедитор, выполняя функцию связующего звена между грузовладельцем и перевозчиком?

  1. Полная или частичная потеря груза. Может иметь место в результате аварии на дороге или кражи.
  2. Повреждение груза. Как правило, при неудачных попытках его хищения, в результате ДТП, по вине или без вины складского оператора (если на складе временного хранения случится пожар или потоп, например).
  3. Недополучение прибыли. Риск обусловлен поведением заказчика и актуален, когда экспедитор работает на условиях частичной предоплаты заказа. Если в дороге что-то пойдет не так или грузовладелец решит, что посредник не до конца исполнил свои обязанности, он может попросту не перечислить оставшиеся деньги за организацию перевозки.
  4. Брошенный груз. Один из самых распространенных рисков, реализуется, когда грузополучатель по разным причинам отказывается принимать груз (из-за задержки поставки, некомплекта по мнению получателя, банальной смены решений руководства, если груз уже был отправлен, но еще не был оплачен на 100%, например). В некоторых случаях получатель отказывается от груза, не имея возможности забрать его со склада временного хранения, до которого была заказана доставка.
  5. Засылка товара по неправильному адресу. Может случиться как из-за действий мошенников, так и по ошибке отправителя груза. Еще полбеды, если товары окажутся просто в соседнем городе. Бывает и так, что из-за ошибок в документах они оказываются на соседнем материке.
  6. Неправильный выпуск. Здесь имеется ввиду как выдача доставленной продукции не тому лицу, так и ее передача без должного оформления документов.
  7. Задержки из-за ошибок в документальном сопровождении. Де-факто вина за них может лежать как на привлеченных сотрудниках (перевозчик, складской оператор), так и на грузовладельце (он предоставляет информацию по грузу). Иногда и сам экспедитор допускает описки и ошибки в документах, передаваемых водителям грузоперевозчика, что приводит к потере времени и денег.
  8. Мошеннические действия перевозчика или его водителя. Их вероятность выше, если работать с непроверенными подрядчиками.
  9. Непрофессиональные или халатные действия водителя, осуществляющего рейс. В погоне за экономией экспедиторы могут сотрудничать с неопытными исполнителями низкой квалификации. Серьезные страховщики, заподозрив такой подход, обязательно поднимут тариф по страховке. Но не потому, что они в итоге заплатят за халатность водителя, а предвидя проблемы при такой политике действий экспедитора.

Это основные риски, есть и частные, которые для каждой экспедиционной компании определяются индивидуально в зависимости от спектра ее транспортных услуг и категории товаров, с которыми она работает.

Какие риски покрываются страхованием

Договор страхования может защитить от рисков повреждения и порчи доставляемой продукции, но лишь частично (когда обстоятельства инцидента не позволяют отнести случай к исключениям). Вероятность засылки груза по неправильному адресу и задержек поставки из-за ошибок в документах обычно страхуются опционально. Халатные действия водителя, как и мошенничество третьих лиц, могут покрываться страхованием, а вот непрофессиональные решения экспедитора – нет. Не покрывает страховой полис и риски недоплаты со стороны заказчика.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.