Любая стандартная программа страхования ответственности грузоперевозчика включает риски утраты груза в результате его кражи, хищения вместе с автомобилем или даже грабежа с разбоем. Это одна из классических угроз, с которыми сталкиваются транспортные компании.

Последствия ее реализации можно окупить (как правило, частично) за счет страхового сопровождения. Но как показывает практика, этого мало. С проблемой краж грузов нужно бороться комплексно. Это выгодно как страхователям, так и страховщикам. Как именно с ней должны бороться страхователи?

Статистика

Как известно, осведомленность о текущей ситуации дает ответы на многие вопросы. Как обстоит дело с кражами грузов, доставляемых по России?

  • На кражи приходится чуть меньше 30% страховых случаев. Происшествия (хищения) с потерей или гибелью товаров в пути, которые не были застрахованы, фиксируются примерно в 25% случаев всех инцидентов с грузооборотом.
  • В 2021 году (январь – июнь, более поздней официальной статистики еще нет) количество хищений снизилось почти на 3% по сравнению с 2020-м. Но здесь надо понимать, что в сложные времена (а пандемический 2020-й был очень сложным для всех) количество преступлений растет. Поскольку мировой глобальный кризис продолжает наращивать обороты, можно смело ждать «отката» к прошлому году и увеличения количества происшествий.

По статистике, самыми безопасными с точки зрения частоты краж остаются рейсы средней длины (300–600 км). «Короткие» перевозки по городу и дальняя доставка в несколько дней чаще сопровождаются если не хищением, то попытками украсть грузы.

Специалисты отмечают, что почти 70% происшествий, при которых похищается только груз, – это «случайные» преступления. Причем половина из них имеет отношение к разбою (когда страдает водитель или сопровождающее груз лицо).

Остальные 30% – это спланированные хищения. Они случаются реже, но несут максимальный ущерб (примерно в 60% случаев продукция «уезжает» вместе с автотранспортом, на котором перевозится). Процент раскрытия таких преступлений тоже значительно ниже, чем условно случайных.

Страхование от кражи и хищения

Страхование риска кражи груза, таким образом, – объективная необходимость для грузоперевозчиков и экспедиционных компаний. С одной стороны, для подключения этого риска страховщик затребует соблюдение дополнительных мер профилактики (которые может упустить из виду логистическая компания). С другой стороны, если инцидент все же будет иметь место, страховой партнер возместит как минимум большую часть ущерба.

Нужно понимать, что такое страхование сработает только при соблюдении ряда условий со стороны страхователя. Количество и содержание этих условий каждый страховщик определяет индивидуально. В списке могут быть:

  • инструктаж водителя перед каждым рейсом под роспись;
  • оставление машин только на охраняемых стоянках (поскольку страховой компании потребуется подтверждение этого факта, выбирать нужно платные стоянки, которые выдают чеки);
  • наличие специальных средств в грузовом отсеке (спутниковое слежение, в первую очередь);
  • соблюдение регламента передачи грузов (может предполагать обязательное присутствие водителя при погрузке и опломбировании кузова, наличие пломб, навесных замков и других средств);
  • четкий список лиц, имеющих доступ к грузу и т. д.

Группа риска

Важный момент: застраховать грузы на случай кражи можно не всегда. Некоторые страховые организации, опираясь на собственный опыт, статистику правоохранительных органов и общий уровень убыточности по риску, отказываются страховать от кражи наиболее часто похищаемые грузы.

Такой подход практикуют некоторые СК, но не все. На сайте CargoOn можно найти страховщиков, готовых работать с так называемой группой риска, в которую входят:

  • электроника;
  • сигареты;
  • фармацевтическая продукция;
  • мелкие товары, которые легко сбыть;
  • популярные продукты питания;
  • насыпные удобрения;
  • стройматериалы;
  • малое промышленное оборудование в сборке и т. д.

Стратегия и тактика защиты

Грузоперевозчику или экспедитору, который планирует включить страхование на случай кражи груза в комплексный страховой договор, нужно помнить: страхование – это не профилактика инцидентов, а крайняя мера, способ восстановить состояние дел, когда происшествие случилось. Стратегия защиты своих интересов начинается именно с правильного отношения к инструментам, которые используются для этой защиты.

И все-таки немного профилактики в страховании есть

Хотя в некотором смысле даже страховка поможет снизить вероятность кражи:

  • через дополнительные требования по ее предупреждению – от квалификации и стажа водителя в работе с конкретными грузами до применения систем спутникового слежения за местоположением авто (без этого страховой полис в части риска может не работать);
  • огласку факта страхового сопровождения (если в сообществе известно, что перевозчик всегда страхует риск кражи, об этом будут знать и злоумышленники, а для них страховка – это гарантия того, что расследование, понукаемое крупным влиятельным страховщиком и отдельно проводимое его собственными силами, будет более тщательным);
  • соблюдение мер предупреждения кражи, которые предписывает страховая защита.

Собственными силами

Тем не менее страхователю важно и самостоятельно проработать тактику защиты финансовых и других интересов. Причем на всех уровнях – от водительского до практики сотрудничества со складскими операторами и погрузочными терминалами. Важно продумать не только оснащение автомобиля (особенно актуально для международных рейсов по европейским маршрутам), но и программу подготовки сотрудников.

Немаловажным условием является и разработка программы лояльности для персонала компании. По мнению специалистов, мошеннические действия водителей, которые приводят к хищению грузов, в 90% случаев связаны именно с фактором отношения к ним со стороны работодателя. Создавая комфортные условия работы специалистам (весьма непростой, к слову), транспортные компании уже существенно снижают вероятность потери товаров в пути в результате их кражи.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.