Будучи в списке наиболее рискованных грузов (в плане их хищения и утраты), аграрная сезонная продукция нуждается в страховании. И не только на уровне рисков для нее самой. Застраховать ответственность за доставку такого груза полезно всем – и внутренним российским ТЭК, и тем, кто возит товары на экспорт. Как это сделать правильно?
Варианты страхования
Перевозчики и экспедиторы, которые постоянно занимаются сезонными перевозками насыпных грузов, могут выбрать одно из двух:
- оформлять на каждый рейс отдельный страховой полис (удобно и выгодно, если машин немного или заказов поступает меньше 7–10 в сезон);
- заключить годовой страховой договор, который будет действовать на все перевозки, включая сезонные.
Принцип «разделяй и контролируй»
Тем, кто доставляет как рисковые сезонные грузы, так и другую продукцию (например, еженедельно разводит товары по магазинам города со склада поставщика), удобнее разделить страховые решения по типам продуктов. Во-первых, это поможет сэкономить на страховке для грузов, которые демонстрируют невысокую убыточность. Во-вторых, проще будет контролировать страховую (аварийную) историю, чтобы проводить мониторинг перевозимого ассортимента. В-третьих, видя ситуацию с происшествиями для разных категорий доставляемых товаров, проще искать причины инцидентов и принимать, например, решения по дооснащению автотранспорта телематическими средствами или планированию маршрутов.
Сезонным грузоперевозчикам
Компаниям, которые работают только в сезон (включая самих поставщиков сезонной продукции, занятых доставкой, а значит, тоже заинтересованных в страховании своей ответственности за груз перед покупателем), проще работать с краткосрочными договорами. Здесь тоже несколько вариантов.
- Страховой полис на 3–6 месяцев. Достаточно удобный вариант в плане организации страхового сопровождения, но с учетом высоких рисков для страховщика может оказаться необоснованно дорогим.
- Страховка на каждый рейс. Оплачивается отдельно для каждой машины (грузоперевозчик) или заказа (экспедитор). В готовых программах на CargoOn предлагается с оптимальным сроком рейса – до 10 дней. Как показывает практика, этого обычно достаточно для реализации внутренней российской доставки.
Рисковое наполнение
Минимальный пакет рисков для насыпных и наливных грузов (в особенности аграрных) включает дорожные происшествия, кражу и хищение, пожары, подтопления. В ряде случаев (молочная продукция) обязательно подключение рефрижераторного риска.
Центральный пункт покрытия при работе с сезонными грузами (на отдельные группы которых начинается форменная «охота» мошенников) – потеря в результате кражи или хищения. Во-первых, от этого риска точно не нужно отказываться в погоне за экономией. Во-вторых, для него желательно качественно просчитывать размер франшизы, чтобы не переплачивать в случае чего собственную долю риска.
Кроме того, не стоит забывать, что именно для данного пункта рисковой программы в правилах страхования обычно прописывается больше всего уточнений. Они касаются выбора маршрута автотранспорта, мест его остановки, поведения водителя в экстренных и штатных ситуациях. Лучше заранее изучить оговорки выбранного страховщика, чтобы грамотно спланировать рейс (и расчет на то, что страховка ответственности грузоперевозчика сработает, оправдался).