Страхование ответственности за грузоперевозку только набирает в России обороты популярности среди малых и средних логистических компаний. Застряв в законодательных неоднозначностях, долгое время оно было скорее конкурентным преимуществом, чем стандартной практикой. Сейчас, когда базовые неточности устранены, страховой продукт вызывает все больше интереса.

Правда, будучи условно новым для молодых предпринимателей, занятых в сфере доставки и экспедиции грузов, он оперирует терминами, не всегда понятными страхователю. Во избежание недопониманий эксперты советуют разобраться с основными определениями уже сегодня, пока новые пользователи страховой услуги формируют принципы страхования своей ответственности.

Так, информация для тех, кто планирует впервые заключить договор страхования грузоперевозчика или экспедитора – разбор терминов:

  • Страхователь и страховщик.
  • Экспедитор и перевозчик.
  • Регресс и суброгация в страховании ответственности за перевозимый груз.

Стороны страхового договора

С этими терминами наверняка многие новички страховой практики уже сталкивались. Проблема в том, что их часто путают. Чтобы расставить точки над i: страховщик – это страховая компания, которая предоставляет услугу страхования ответственности за груз, а страхователь – ее клиент. В роли последнего может выступать как перевозчик, так и экспедитор.

Кроме страховщика и страхователя, в договоре страховки ответственности транспортной компании может фигурировать еще одно лицо – выгодоприобретатель. Это тот, кому будет выплачиваться возмещение в случае наступления ответственности за утрату или гибель груза по вине исполнителя доставки (или посредника, который взялся ее организовать).

Выгодоприобретатель – это владелец груза на конкретный момент его (груза) перемещения. В его качестве может выступать:

  • отправитель (поставщик товара, производитель);
  • получатель (если оплата за продукцию уже произведена и права на нее перешли к покупателю);
  • посредник (например, маркетплейс, который работает по договорам полного сопровождения, то есть принимает товар от продавца на собственный склад, нанимает грузоперевозчика для его доставки и отвечает перед покупателем за своевременную отгрузку).

Роли страхователя

Страхование ответственности в логистической отрасли не ограничивается этими двумя ролями – есть еще страховка для складского оператора, владельца терминала, водителя или исполнителя погрузочно-разгрузочных и монтажных работ. Но сам продукт страхования ответственности за грузоперевозку ограничивает страхователей 2 ролями – экспедитора и перевозчика.

Первый – это посредник, который берет на себя обязательство перед заказчиком по организации доставки. Он работает без собственного (или арендованного) транспорта и привлекает для рейса компании, которые этот транспорт в распоряжении имеют.

Перевозчик – транспортная компания, которая доставляет товары своими машинами или автомобилями, принятыми в аренду на условиях официального договора. Они сотрудничают с экспедиторами, и именно перед последними несут ответственность за доставку (если в принципе есть договор экспедиции).

Регресс и суброгация

Эти 2 понятия в контексте страхования грузоперевозок (в части ответственности за них организаторов и исполнителей) набирают актуальности только по факту происшествия, признанного страховым случаем. Если последний признан по договору страхования экспедитора, а виновником аварии был водитель грузоперевозчика, то страховщик первого может обратиться с регрессом к последнему.

Таким образом, регресс – это право на компенсацию ущерба с виновной стороны. А суброгация – юридический термин, форма требования, посредством которой страховщик может обратиться за регрессом к виновнику инцидента.

    Хочу получить консультацию
    Ваше имя
    Ваш номер телефона
    Ваш e-mail
    Ваш вопрос


    [anr_nocaptcha g-recaptcha-response]

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.