Среди новичков в сфере логистики сегодня сформировались два полярных мнения о страховании ответственности за перевозимые грузы. Одни считают, что такая страховка – это условная панацея от проблем, продиктованных законодательством (а оно предписывает компании, занятой доставкой, практически полную ответственность за товары, пока те находятся в пути). Другие уверены в формальности страхового договора и рассматривают его как очередную «справку», которая для них ничего не меняет, но необходима для спокойствия заказчика.

Где правда? Нет, это не тот случай, когда истина посредине. Чтобы ее постичь, нужно менять отношение к страхованию ответственности за грузовые перевозки в целом.

Что такое страхование ответственности за товары в пути

На самом деле страховой полис для экспедитора или грузоперевозчика – это не способ снять проблемы высокой ответственности и не формальный документ. По меньшей мере, так не должно быть, и серьезные страховщики прикладывают много усилий, чтобы так не было.

Страхование в данной отрасли – это инструмент, нацеленный:

  • на разделение финансовой ответственности перед заказчиком и другими лицами, пострадавшими по вине исполнителя перевозки, между ее исполнителем и страховщиком;
  • обеспечение гарантий возмещения ущерба грузовладельца в случае, если с его грузом что-то произойдет в пути;
  • быструю компенсацию потерь от аварии без значительных потрясений для бюджета грузоперевозчика.

Не панацея, но способ защиты интересов

Почему страхование ответственности экспедитора не решит всех проблем при инциденте? Потому что оно ограничено исключениями из покрытия, самим покрытием (оплаченными рисками) и правилами страховщика. В любой программе такого страхования предусмотрены десятки случаев, когда компенсация выплачиваться не будет.

В последнее время многие страховщики практикуют описки, которые определяют возможность упрощенного урегулирования страховых событий, когда грузовладелец получает часть возмещения, но в самые сжатые сроки при предоставлении минимального пакета документов. Остальную часть компенсирует страхователь – исполнитель перевозки или ее организатор (экспедитор).

Таким образом, предупредить любые траты транспортной компании страховка не сможет. Она на это и не рассчитана.

Не формальный договор

Распространенное заблуждение, которое относит страховые продукты данного класса к формальным документам имеет под собой некоторые основания. Оно стало следствием:

  • популярной практики страхования перед тендером (для участия в нем многие грузоперевозчики заключали страховой договор с минимальным набором рисков, просто чтобы он был – как входной билет на конкурс);
  • политики небольших страховых компаний, до 2020 часто практикующих продажи нерабочих страховок (в связи с несогласованностью статей ГК РФ у них была возможность продавать страховку, а после наступления страхового случая отказывать в выплате, признав договор недействительным, как несоответствующий нормам законодательства).

Сегодня изменился и подход к «тендерному» страхованию, и законы, регламентирующие данный вид страхового сопровождения.

Тендерное страхование не должно быть «пустым»

Так, для участия перевозчика или экспедитора в конкурсах заказчика сегодня предлагается адекватный страховой продукт с возможностью оплаты по результатам тендера. Изначально он оплачивается по минимуму (разбивка платежей), а остальная часть премии либо вносится после победы на конкурсе, либо не платится (если транспортная компания не получила заказы).

При этом в страховое покрытие включаются все актуальные риски. То есть страхователь в случае заключения договора с заказчиком по итогам тендера имеет на руках полностью рабочий инструмент финансовой защиты. И может осуществлять перевозку с гарантиями своей ответственности.

    Хочу получить консультацию
    Ваше имя
    Ваш номер телефона
    Ваш e-mail
    Ваш вопрос


    [anr_nocaptcha g-recaptcha-response]

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.