По состоянию на 2021 год порядка 40% логистических организаций страхуют свою ответственность за груз без привязки к границам государства. В том смысле, что сопровождают страховыми полисами все перевозки – российские и международные.
При этом на первых порах (пока страхование грузоперевозчика по России только распространяется) подходы в обоих случаях используют идентичные. Рисковая программа страховки для внутреннего и международного рейса отличается редко.
Правильно ли это? Ответ на вопрос каждому страхователю нужно искать в собственной истории происшествий. Хотя эксперты страховой отрасли считают, что унификация рисковых программ для всех маршрутов себя чаще не оправдывает, чем наоборот.
Почему? В первую очередь, потому что сами инциденты, которые случаются чаще всего (и по которым выплачиваются страховые возмещения), в России и той же Европе сильно отличаются. Что где происходит, и от чего нужно страховаться?
Базовый пакет рисков
Сразу стоит уточнить, что некий общий для всех пакет – своего рода основа страховой программы – все же существует. Он включает страхование перевозчика грузов на случай:
- дорожных происшествий без вины водителя;
- обвала мостов (общая мировая проблема из-за устаревания конструкций);
- противоправных действий третьих лиц (речь о повреждении товара посторонними в рамках, например, конфликта с водителем);
- возгораний автотранспорта (по причине внутренних поломок);
- подмочки грузов дождевой водой и некоторые другие риски.
Все это необходимо (как минимум полезно, учитывая имеющийся опыт) страховать на дальних рейсах вне зависимости от маршрута и количества пересеченных границ.
Что чаще всего случается в России
А что к этому (базовому) списку стоит добавить, если компания работает по России. Согласно сводной статистике страховых компаний, которые обслуживают таких страхователей, топ-3 наиболее распространенных причин ущерба грузам – это:
- мошеннические операции (их почти всегда страхуют за дополнительную плату);
- брошенные грузы (мало страховщиков готовы застраховать такой риск, потому его желательно закладывать при формировании внутреннего компенсационного фонда, а также учитывать при оценке перспектив долговременного сотрудничества с новым заказчиком);
- ДТП по вине водителя.
Европа демонстрирует пугающую статистику
В европейских странах, напротив, ДТП по вине сотрудника страхователя случается крайне редко. Сказывается жесткий подход к контролю водителей на таможнях и ровных зарубежных трассах. А вот кражи и хищения здесь распространены очень сильно.
Отправляя машину во Францию, Великобританию, Италию, Испанию и некоторые другие западные страны, оформлять страхование на случай хищения груза нужно обязательно. Причем желательно с подключением риска грабежа и разбоя (особенно касается малых стран типа Чехии, Хорватии, Венгрии, а также Британии, где именно на разбои приходится почти треть выплат по страховкам).