До недавнего времени говоря о страховании ответственности грузоперевозчика, обычно подразумевали его работу на международных маршрутах. Более 90% страховых договоров заключалось именно для перевозок из России в Европу или Азию, и обратно. После изменений в законодательстве и активной популяризации страхового продукта (в том числе, крупными транспортными компаниями, за которыми подтянулись и малые перевозчики) ситуация поменялась.

По состоянию на 2021 год порядка 40% логистических организаций страхуют свою ответственность за груз без привязки к границам государства. В том смысле, что сопровождают страховыми полисами все перевозки – российские и международные.

При этом на первых порах (пока страхование грузоперевозчика по России только распространяется) подходы в обоих случаях используют идентичные. Рисковая программа страховки для внутреннего и международного рейса отличается редко.

Правильно ли это? Ответ на вопрос каждому страхователю нужно искать в собственной истории происшествий. Хотя эксперты страховой отрасли считают, что унификация рисковых программ для всех маршрутов себя чаще не оправдывает, чем наоборот.

Почему? В первую очередь, потому что сами инциденты, которые случаются чаще всего (и по которым выплачиваются страховые возмещения), в России и той же Европе сильно отличаются. Что где происходит, и от чего нужно страховаться?

Базовый пакет рисков

Сразу стоит уточнить, что некий общий для всех пакет – своего рода основа страховой программы – все же существует. Он включает страхование перевозчика грузов на случай:

  • дорожных происшествий без вины водителя;
  • обвала мостов (общая мировая проблема из-за устаревания конструкций);
  • противоправных действий третьих лиц (речь о повреждении товара посторонними в рамках, например, конфликта с водителем);
  • возгораний автотранспорта (по причине внутренних поломок);
  • подмочки грузов дождевой водой и некоторые другие риски.

Все это необходимо (как минимум полезно, учитывая имеющийся опыт) страховать на дальних рейсах вне зависимости от маршрута и количества пересеченных границ.

Что чаще всего случается в России

А что к этому (базовому) списку стоит добавить, если компания работает по России. Согласно сводной статистике страховых компаний, которые обслуживают таких страхователей, топ-3 наиболее распространенных причин ущерба грузам – это:

  • мошеннические операции (их почти всегда страхуют за дополнительную плату);
  • брошенные грузы (мало страховщиков готовы застраховать такой риск, потому его желательно закладывать при формировании внутреннего компенсационного фонда, а также учитывать при оценке перспектив долговременного сотрудничества с новым заказчиком);
  • ДТП по вине водителя.

Европа демонстрирует пугающую статистику

В европейских странах, напротив, ДТП по вине сотрудника страхователя случается крайне редко. Сказывается жесткий подход к контролю водителей на таможнях и ровных зарубежных трассах. А вот кражи и хищения здесь распространены очень сильно.

Отправляя машину во Францию, Великобританию, Италию, Испанию и некоторые другие западные страны, оформлять страхование на случай хищения груза нужно обязательно. Причем желательно с подключением риска грабежа и разбоя (особенно касается малых стран типа Чехии, Хорватии, Венгрии, а также Британии, где именно на разбои приходится почти треть выплат по страховкам).

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.