На долю скоропортящихся товаров и грузов, требующих соблюдения установленного температурно-влажностного режима, в общем объеме ежемесячных перевозок по России приходится почти 15%. В международном сегменте это порядка 8%. В междугороднем и областном – около 25%.

Иными словами, объем товаров, доставляемых автомобилям с рефрижераторным оборудованием, достаточно большой. К этому надо добавить, что их потери в среднем из расчета за год перевозок колеблются на уровне 5–15% в зависимости от региона. Тоже довольно много.

Почти в 20% случаев гибель или повреждения части груза, перевозимого с рефрижераторной установкой, спровоцирована именно нарушениями работы такой установки. Что это значит для экспедитора, который постоянно занимается такими грузоперевозками (доставляет скоропорт и фармацевтику, например)?

Простой ответ: во избежание непредвиденных выплат, транспортной компании выгодно разместить на страхование не только стандартные риски (ДТП, пожар, погодные явления), но и рефрижераторный. Как это сделать? И что нужно знать при подключении опции страхования рефрижераторного риска? Поскольку клиенты сервиса CargoOn все чаще ей пользуются, разберем ответы на эти вопросы детально.

Что такое рефрижераторный риск

Понятно, что данный риск относится к ограниченной группе рейсов – перевозкам рефрижераторами. Но здесь надо понимать, что страхование рефриска – это не комплексная защита для такой доставки. Она предполагает выплату только в случаях, когда груз пострадал в результате:

  • перебоев в работе холодильного оборудования;
  • несанкционированного отключения рефрижераторной установки;
  • выхода из строя холодильника (в том числе, в результате аварии, если у водителя не было возможности оперативно устранить проблему с режимом);
  • сбоя настроек рефрижератора и т. д.

Другими словами, страховая услуга рассчитана на все случаи, когда ущерб спровоцирован именно оборудованием (его перенастройками без ведома водителя, работой, отключениями).

Как подключить страхование рефрижераторного риска

Страхование рефрижераторного риска – это опция, а не самостоятельный страховой продукт. То есть она может использоваться только как расширение к уже существующей программе страховки ответственности экспедитора или грузоперевозчика.

Важный момент: если компания, осуществляющая экспедицию с привлечением нескольких подрядчиков, на одном из этапов привлекает собственный транспорт с холодильной установкой, ей нужно заключить 2 полиса. Во-первых, страхование экспедитора, во-вторых, – перевозчика. Иначе после выплаты заказчику по договору страховки ответственности за экспедицию страховщик обратится за компенсацией к страхователю как к перевозчику, коим тот на определенном участке пути и являлся.

Для подключения рефрижераторного риска в общую страховую программу, у нас на сервисе достаточно просто отметить его в списке дополнительных рисков. Это несколько увеличит итоговую страховую премию, но защитит логистический бизнес от серьезных потерь.

Когда страхование рефрижераторных рисков не работает

Еще один важный вопрос касается условий, которые должны быть соблюдены для подключения рефрижераторного риска в принципе. Они устанавливаются каждой страховой организацией и могут отличаться. Но в целом это довольно простой набор правил.

Так, для страхования рефрижераторной перевозки (риска повреждения или гибели груза по причине выхода из строя специального оборудования или сбоев в его работе), необходимо:

  • Чтобы груз изначально был в состоянии (на стадии готовности), которое позволит ему выдержать перевозку на установленное расстояние в течение заданного времени, если с холодильной установкой ничего не случится. Здесь учитывается не только состояние скоропортящейся продукции, но и план ее перегрузок. Он должен учитывать все погрузочно-разгрузочные работы (в том смысле, что груз должен их выдержать).
  • Транспортные средства, оборудованные рефрижераторами, должны регулярно проходить технический осмотр и обслуживание. Перед каждым очередным рейсом перевозчик должен проводить проверку работоспособности холодильной установки. Если страхователь не предоставит подтверждений, что такая проверка проводилась, страховая защита может не сработать.
  • Сама установка (рефрижератор) тоже должен проходить осмотры и проверки. Для страхования рефриска он обязательно должен быть оборудован самописцем и подключаться к бортовой сети автомобиля.
  • Некоторые страховщики принимают рефрижераторный риск на страхование только при условии, что оборудованные холодильниками машины окажутся по документам не старше 5–7 лет. Требования к возрасту установки тоже могут иметь место (обычно максимальный возраст, в котором рефрижератор можно застраховать, составляет 5–10 лет).

Временная франшиза

Поскольку автомобили с охлаждающей техникой должны оснащаться хорошей изоляцией внутреннего отсека, страховые компании обычно по умолчанию считают, что в течение 24 часов после отключения холодильника груз должен оставаться в сохранности. Потому страховая защита де-факто начинает действовать только при условии, что фактическая остановка (или смена режима работы в результате диверсии) оборудования имела место более чем на сутки до порчи. Если водитель сможет доставить товар раньше (или у него появится возможность перегрузить продукцию в другой рефрижератор/холодильник на складе), инцидент не будет рассматриваться, как страховой.

Дополнительное оборудование

Следует отметить, что рефрижераторный риск в некоторых страховых компаниях страхуется как опция, только если в машинах страхователя установлено специальное телематическое оборудование. Как правило, это датчик температуры, но в некоторых случаях требуется также устройство контроля давления, опрокидывания, вибрации.

На основании данных, полученных с помощью такой техники, страховщик в итоге будет принимать решение о выплате. С ней он сможет понять, произошла ли авария в пути или во время остановки, есть ли в ней доля вины водителя, насколько оперативно он реагировал на смену температурно-влажностного режима в грузовом отсеке, правильно ли изначально были заданы настройки и т. д.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.