В 2020–2021 гг. все крупные транспортные компании зафиксировали рост требований со стороны заказчика к их финансовой надежности. Что логично, учитывая обстоятельства последних лет – от пандемии до глобального экономического кризиса.

В свете таких событий практически любой серьезный заказ сегодня грузоперевозчик или экспедитор может получить только через тендер. Причем условия его проведения серьезно переработаны по сравнению с тем же 2019 годом. Если раньше страхование ответственности за грузоперевозку просто должно было быть, то теперь факта его наличия мало. Условия страховки должны отвечать запросам заказчика.

Что это за запросы? Как получить первый заказ, выиграв конкурс? Какие возможности страховщики предлагают транспортным компаниям, впервые планирующим принять участие в тендере?

Зачем заказчику страховка грузоперевозчика

Начать стоит с главного. Чтобы понять, что должно быть в страховании для участия в конкурсе, надо разобраться, для чего страховой полис вообще запрашивается заказчиками, да еще и в качестве «входного билета».

Да,  раньше большая часть тендеров была открыта и для тех, кто не пользуется страховыми услугами, но готов в случае получения заказа оформить страховой договор. Теперь этот договор уже должен быть до начала конкурса, и вот почему.

  • Так серьезные заказчики «отсеивают» компании, для которых ответственность за груз не является достаточно значимым фактором. Отсутствие страховки рассматривается не только как риск невозмещения в случае чего потерь, но и как недопонимания своей финансовой ответственности.
  • По содержанию страхового договора крупные грузовладельцы могут получить первое представление о масштабах и опыте работы потенциального исполнителя. Формальные страховые договоры для крупных грузовладельцев – серьезный повод для отказа от сотрудничества.
  • Страховой полис в целом демонстрирует высокую заинтересованность транспортной компании в заказе, а значит, открывает горизонты для обсуждения взаимовыгодных условий.

Какой должна быть страховка для тендера на большой заказ по доставке

Как правило, базовые требования к страхованию ответственности грузоперевозчика или экспедиционной компании указываются в условиях конкурса. Здесь обычно фиксируют минимальный приемлемый лимит выплат по случаю (или на 1 рейс), сроки действия договоров (обычно это стандартное соглашение со страховщиком на год) и географию покрытия.

Если есть только требование по наличию страхового полиса, но нет детализации, не стоит «расслабляться». Оставляя простор для выбора страховых решений, заказчик может проводить своего рода проверку. И формальная страховка на минимальную сумму лимита, например, в 100 тыс. рублей, станет для него наглядным подтверждением несерьезности намерений участника тендера.

Кроме того, в распоряжении страхователя есть информация по заказу, за который он хочет «побороться», из нее и надо исходить:

  • лимит страховки (в идеале) – по стоимости первой партии товаров;
  • география – с учетом пункта отбытия и выгрузки;
  • сроки – от 6 до 12 месяцев (как показывает практика, большинство заказчиков лояльны к тем компаниям, которые страхуют свою ответственность постоянно, то есть пользуются полисами сроком на год, причем уже не первый год).

Конечно, при отсутствии четких указаний и данных по грузоперевозкам, «попасть» в зону доверия возможному заказчику довольно сложно. Здесь проще всего исходить из фактической истории собственных перевозок. То есть просчитать реальные финансовые риски (максимальную сумму возможного убытка от средней годовой стоимости обслуживаемых грузов) по действующей загрузке.

Даже если такого лимита заказчику окажется недостаточно (но при этом у кандидата будут ресурсы для обслуживания заказа), на переговорах можно согласовать дострахование и обосновать (объяснить) существующие суммы. Такой конструктивный разговор – самый простой способ вызвать доверие и открыть перспективы для долговременного сотрудничества.

По итогам тендера

Для многих новичков рынка по-прежнему остается «больным» вопрос исхода конкурса. Понятно, что выиграв, они посчитают покупку страховки обоснованной. Но если тендер будет проигран, то страховой полис, купленный специально для него, получается, теряет свою ценность.

Почему это ошибка:

  • как показал опыт последних лет, в реалиях рынка транспортных услуг работать без эффективного страхования ответственности для перевозчика или экспедитора – это непозволительная роскошь (работа продолжается, значит, страховка нужна в любом случае);
  • в некоторые месяцы тендеры на доставку крупных или серийных партий товаров проходят очень часто, так что приобретенную страховую программу можно будет использовать, как возможность для участия в очередном конкурсе;
  • при желании страховку всегда можно расторгнуть досрочно, получив часть уплаченной премии назад.

Специальное предложение

Наконец, на сайте CargoOn есть возможность заключить страховой договор на лимит от 3 до 5 млн рублей с рассрочкой платежа на 12 месяцев при единовременном (первом) вносе всего от 3,25 тыс. рублей. Выиграв тендер, можно просто платить от 420 рублей за 1 машину (перевозчику) и дальше. Проиграв, участник тендера перестанет платить регулярные платежи, и страховка прекратит действие автоматически. Никаких лишних затрат и дополнительных усилий по расторжению и возврату части премии.

Преимущество такого подхода (кроме самого факта страхования) состоит в том, что страхователь получает не формальный документ, а реально работающий страховой продукт. То есть комплексную страховку ответственности с базовым набором рисков (как правило, это ДТП по вине водителя перевозчика, пожар и взрыв, опрокидывание товаров в упаковке и с выпадением из нее, а также провал мостов). При желании в покрытие можно включить рефрижераторный риск, что на тендерах на перевозку скоропортящихся товаров является очень важным.

    Хочу получить консультацию

    Ваше имя

    Ваш номер телефона

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос

    Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с
    политикой персональных данных, действующей на сайте.