Учитывая последнюю причину, вполне логичным выглядит желание экспедитора минимизировать потери времени на урегулирование страхового случая, если тот все-таки произойдет. Страхователю важно не просто вернуть заказчику деньги за товар, но и сделать это быстро.
С другой стороны, страховщики не могут себе позволить такой роскоши – моментально перечислять деньги по каждой поступившей претензии от страхователя-экспедитора. Они должны провести качественное расследование, высчитать до копейки реальный убыток и только потом производить выплату.
Это требует времени. Что не устраивает страхователя, который ждет быстрой компенсации, хотя бы по условно небольшим суммам ущерба.
В поисках решения дилеммы и появилась своего рода компромиссная услуга – упрощенный порядок урегулирования. Изначально он был в некотором смысле инновацией отдельных страховых компаний. Но как только превратился в конкурентное преимущество, его взяли на вооружение многие крупные организации.
Как работает такой подход? Разберемся.
Что значит, упрощенный порядок урегулирования в страховании экспедитора
По сути:
- страховщик обязуется перечислить сумму компенсации в пользу заказчика транспортной компании в максимально сжатые сроки (часто это 3–5 дней максимум);
- пакет документов ограничен (в некоторых компаниях даже называют конкретные цифры, обычно это выплата по 5 документам);
- размер компенсации в упрощенном порядке, как правило, ниже фактического ущерба.
В каких случаях работает упрощенная программа выплат
Условия применения упрощенного порядка выплат устанавливают страховые организации. Чаще всего возможность применения программы определяет заявленная сумма ущерба. «Лимит» рассчитывается на этапе подписания страхового договора.
У кого-то воспользоваться упрощенной схемой урегулирования можно при подаче заявки на убыток до 100–150 тыс. рублей. Кто-то заявляет максимум ущерба, который можно компенсировать быстро и без большого пакета документов, в процентах от лимита. Пример:
- экспедитор застраховал ответственность на 5 млн рублей;
- воспользоваться упрощенной программой он может только при убытке до 10% от лимита;
- рассчитывать на быструю выплату он сможет в сумме до 500 тыс. рублей.
Как может действовать страхователь
Страхователь обычно вправе самостоятельно решать – осознанно занижать размер фактических потерь (например, с 300 до 150 тыс.) и компенсировать их часть из собственных средств, либо проходить полную проверку. Понятно, что при суммах убытка, в несколько раз превышающих предельную выплату по упрощенной программе, экспедитору не остается ничего, кроме как собирать все документы и ждать. Если же разница между фактическими потерями и пороговой выплатой по упрощенной схеме небольшая, проще взять часть суммы ущерба на себя.